Премия Рунета-2020
Владимир
+20°
Boom metrics
Звезды8 декабря 2014 22:00

В Муроме историю России рассказывают куклы

В город на Оке приехала выставка уникальных антикварных игрушек

Фото: Оксана КОТОВА

- Мечта сделать хорошую, теплую, новогоднюю выставку для детей и взрослых была у нас давно. И вот, наконец, мы ее реализовали! – порадовалась 4 декабря заведующая выставочным центром Муромского историко-художественного музея Валентина Чумакова.

Большая коллекция детских игрушек – более 1500 экземпляров - принадлежит частному коллекционеру из Санкт-Петербурга Марине Беляковой. В Муром приехала пятая часть богатства – 350 предметов производства Германии, Франции, Америки и СССР. Куклы, пупсы, животные, машины, кукольные сервизы и мебель XIX – XX веков до сих пор хранят в себе тепло ручек своих прежних владельцев и наверняка помнят их счастливые глаза и улыбки.

Игра изначальная

- В этой комнате у нас соединяется начало и конец, - Марина Белякова сама водит первых посетителей по залам. – Здесь у нас обрядовые народные игрушки. А вон там, у выхода, сидят коллекционные куклы XXI века и авторские Мишки Тедди.

В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, ее делали и стар, и млад. Первая кукла для ребенка на Руси делалась без иголки и без ножниц, чтобы жизнь малыша была не колотой и не резаной. Лицо игрушке не рисовали. По народным поверьям, в куклу с лицом запросто мог вселиться злой дух. На выставке в Муроме такие куклы представлены как реконструкция: в деревянном «корытце» их аж целых двенадцать. Рядом – игрушки-«стригушки» из соломы. Создавались они так просто, что справлялся любой ребенок: тут стянули, там подвязали – и вот на столе уже стоит соломенная козочка, готовая пуститься вскачь.

Вместо модных журналов

Фото: Оксана КОТОВА

В XVII веке, когда в Европе появился фарфор, хитроумные французы придумали, как с помощью кукол рекламировать парижские моды. Они стали делать фарфоровых кукол для дам с пропорциями фигуры взрослой женщины, наряженных по последнему слову моды - первые Барби? Каждую куколку снабжали целым ворохом модной одежды из тканей, которые использовались реальными модельерами. В кукольном «приданном» были чулки, корсеты, панталончики, нижние юбки из шелка, туфли, вуали, палантины... Купив такую куклу, любая жительница Вены или Лондона могла ознакомиться с последними веяниями парижской моды и одеться соответственно. Куклы эти назывались Пандорами, а сама идея была заимствована французами у древних римлян с той лишь разницей, что в римских провинциях Пандор делали из глины и раскрашивали.

По легендам, когда фарфоровых модниц провозили через поля сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали красавиц. Мода на них дожила до ХIХ века.

Контролируя детство

В советское время для кукол наступили «средние века». 1924 год. Нарком просвещения Луначарский запретил игрушки как пережиток буржуазного прошлого. Считалось, что они вредны и воспитывают мещанские навыки. Вслед за этим были запрещены и новогодние елки.

Но запретить детям играть не смог даже нарком. Производство игрушек было налажено в кустарных артелях. Яблочко из проволоки и деревянная будка с собакой сегодня показывают маленьким муромлянам, чем играли их сверстники 90 лет назад.

Тогда государство взяло игрушку под контроль. В стране был налажен широкий выпуск целлулоидных пупсов - крепенькие, со спортивными ножками, будущие строители коммунизма. Рядом в витрине - куклы с «правильными» профессиями: солдат, врач. Из-за стекла посетителей выставки придирчиво рассматривает собачка середины 1930-х годов. Ее маленькие блестящие глазки словно спрашивают: «А вы точно наш товарищ?».

Экспозиция с елкой в центре зала рассказывает о том, как в 1935 году, после почти двадцатилетнего запрета, Советская власть официально разрешила праздновать Новый год и украшать елку. Кустари и промышленные артели стали производить Дедов Морозов в ватных шубах. Елочные игрушки засверкали от толстого слоя клея и блесток.

Военные тайны

Четыре игрушки рассказывают в Муроме о самом тяжелом времени для нашей страны – 1941-1945 годы.

Да, в войну дети тоже играли. Вот кот, которого для своих детей сшила одна мама в блокадном Ленинграде из обрезков ткани. В зеленом бархатном берете, зеленом плаще и красных сапогах, сегодня он смотрит так, словно вспоминает что-то печальное.

Прелестная полячка Ганна в годы оккупации жила со своей владелицей в Варшаве и, как могла, подбадривала свою хозяйку. Расстались они только в 1980-х годах, когда та со слезами на глазах продала ее на блошином рынке.

Замыкает «военную» тематику муромской выставки кукла-негритенок, найденный советским солдатом весной 1945 года на развалинах Берлина и привезенный им в вещмешке домой, в Ленинград.

Мир! Труд! Куклы!

В послевоенное время куклы стоили дорого, ими не играли, а украшали дом. Немецкая «Кукла в шубке» по тем временам была равна бриллиантовому ожерелью. Муж подарил ее жене как напоминание о счастливых годах супружеской жизни, и все время она просидела на шкафу.

На выставке можно увидеть работающую за настоящей копией подольской швейной машинки куклу-швею, которая помогла спасти тяжелобольную девочку. Малышка пошла на поправку только после обещания доктора купить ей в случае выздоровления красавицу-«подружку».

Выставка будет работать в Муромском выставочном центре до 18 января 2015 года с 9.30 до 17.00, по четвергам с 13.00 до 21.00, без выходных.

КультураИнтересное