Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics
Общество31 декабря 2009 8:00

Алиса Аксёнова: "Мы следим за этой иконой"

Скандал вокруг иконы Боголюбской Божьей матери разразился в середине прошлой недели после публикации в "Независимой газете" статьи о том, что по старинной иконе 12 века ползёт разрушительный грибок.
Источник:kp.ru

Скандал вокруг иконы Боголюбской Божьей матери разразился в середине прошлой недели после публикации в "Независимой газете" статьи о том, что по старинной иконе 12 века ползёт разрушительный грибок. В публикации говорилось о том, что музейщики осматривали икону чисто формально, это привело к тому, что опасная плесень угрожает уничтожить древнюю реликвию.

Генеральный директор ВСМЗ Алиса Аксёнова в интернете в ответ опубликовала подробную историю болезни старинной иконы, а сегодня, 30 декабря, устроила пресс-конференцию по поводу возникшего скандала.

- Я боюсь кривотолков, - сказала она. - Сейчас церковь критиковать... как бы сказать... не модно. Когда мы с Путиным общались, я сказала ему: мы хранители, а не сторожа. И у нас подготовка не такая, как у монахинь.

С началом перестройки многие архитектурные памятники и некоторые музейные экспонаты передавались церкви. Вот и Боголюбимую икону в 1993 году передали на временное хранение общине Свято-Успенского Княгинина монастыря. Заключили договор: монастырь обязан был соблюдать требования по хранению. В 1998 году икону поместили в климатическую витрину. Там режим поддерживался автоматически и требовал только визуального контроля. В 2002 году без уведомления и согласования монастырь покрыл пол церкви полированным цветным гранитом, что, разумеется, нарушило температурно-влажностный режим. А вентиляционные решётки монахини просто-напросто закрывали красными ковровыми дорожками - оттуда дует. На время проверок дорожки убирались. Таким образом, условия хранения и сохранность нарушилась.

По словам сотрудников музея, именно по вине монахинь икона находится сейчас в опасном состоянии. Алиса Аксёнова показала собравшимся официальный журнал осмотра иконы: ежемесячно сотрудники музея контролировали условия, в которых находилась икона.

Для сохранности иконы было необходимо, чтобы в монастыре работало 4 обогревателя. Но уже в конце 2008 года работало только два. Один обогреватель был отключен (слишком большое потребление электричества), другой банально отсутствовал. Его продали.

К тому же музейщики не раз замечали следы тряпок на фресках - монахини так очищали их от копоти.

В феврале 2009 года по иконе пошли белые пятна, и сразу же была собрана комиссия с привлечением московских специалистов по реставрации темперной живописи. В марте сотрудники ВСМЗ и реставраторы высшей категории вскрыли климатическую витрину и обнаружили три очага плесени, шелушения, отставания. Красочный слой уникальной иконы мог просто осыпаться. Реставраторы удалили и продезинфицировали очаги плесени. В июне икону Боголюбской Божьей матери перевезли в фонды музея-заповедника (где она и находится по сей день). Она хранится в оптимальных для неё условиях (18-19 градусов Цельсия, 49-50% влажности). Дважды в день её осматривает заведующая отделом реставрации Нина Тараканова - проводит мониторинг и макросъёмку опасных участков.

"Наезд" - таким словом охарактеризовала Алиса Аксёнова ситуацию с обвинением сотрудников музея в халатности.

- Я считаю, что это оскорбление, -сказала она. - Мы своё дело блюдём. Мы следим за иконой, делаем то, что обязаны делать.

В январе состоится заседание расширенного Реставрационного Совета, на котором будет принято решение о реставрации иконы. Сотрудники музея-заповедника убеждены - после реставрации икона "Богоматерь Боголюбская" должна быть вновь передана во временное пользование в Успенский собор Свято-Успенского Княгинина монастыря.

СПРАВКА "КП"

Икона Боголюбской Божьей Матери по преданию была написана по указу князя Андрея Боголюбского в 1158 году и связана с основанием Боголюбово. По легенде кони князя и тех, кто его сопровождал, остановились там, где сейчас располагается это село, а ночью Боголюбскому явилась Богородица. Она приказала ему поставить "церковь каменну в честь её Рождества". Боголюбский план перевыполнил: не только построил Рождественский собор, но и приказал написать икону - икону Боголюбской Божьей Матери.