Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics
Интересное26 октября 2021 7:00

Заместитель Председателя Правления Банка Уралсиб Станислав Тывес: «Пандемия ускорила темпы цифровизации банковского сектора»

Банковские продукты и услуги постоянно эволюционируют, подстраивается как под меняющиеся экономические реалии и рыночные тенденции, так и под запросы клиентов и партнеров банков
Фото РБК.

Фото РБК.

И в последние два года в результате пандемии банкам одними из первыми пришлось на себе ощутить изменения в экономике, и выживать в новых реалиях. О том, как банковские учреждения были вынуждены меняться в течение 2020-го и первой половины 2021 года, рассказал заместитель Председателя Правления Банка Уралсиб Станислав Тывес.

Курс на всеобщую диджитализацию

- Ключевое изменение последних месяцев, которое бы я отметил – глобальная диджитализация, - рассказал Станислав Даниилович Тывес. – В целом все банки в той или иной степени в последние 5-6 лет увеличивали уровень цифровизации своих услуг. Однако пандемия дала гигантский толчок этому процессу. К примеру, в данный момент 30 процентов потребительских кредитов в нашем банке выдается через онлайн-банк. Наверняка эта цифра была бы больше, но в данном случае значение имеет специфика клиентских баз. Наши клиенты сконцентрированы в регионах России. Очевидно, что если бы большая часть наших клиентов располагалась в Москве и Санкт-Петербурге, эта цифра была бы выше.

В разгар пандемии банк выпустил новую дебетовую карту «Прибыль» с возможностью заказа онлайн на сайте и доставки по нужному адресу курьером. Эти опции в период пандемии оказались очень востребованы – почти половина заявок на ее открытие приходило через сайт и больше половины клиентов заказывали именно курьерскую доставку.

- Курьерская доставка вообще стала главным трендом для банков в отношениях с клиентами, - заявил Станислав Тывес. – В принципе, мы видим, что в ближайшие годы обслуживание все больше будет уходить в онлайн. Уже скоро более 50 процентов потребительских кредитов у нас будет выдаваться без посещения клиентом отделений банка. Отделения, конечно, не исчезнут полностью, однако они будут переориентированы на консультирование по важным решениям (брать ли ипотеку, куда инвестировать средства и т.д), в то время как получение стандартных банковских продуктов и услуг будет все преимущественно осуществляться в онлайн-версиях банка.

В качестве доказательства вот вам пример из последнего обновления приложения Банка Уралсиб: недавно там появилась возможность открытия виртуальной карты, которая будет привязана к вашему личному кабинету. Минус еще одна пластиковая карта из вашего кошелька – удобно!

Требования к заемщикам уже не такие строгие

Весна 2020 года запомнилась ужесточением кредитной политики со стороны банков, они были крайне осторожны при выдаче потребительских кредитов. Однако этот период не был долгим.

- Собственно, уже в конце 2020 года кредитная политика стала смягчаться, - рассказал Станислав Тывес. – И вкупе с реализацией отложенного в пандемию потребительского спроса это сразу привело к росту кредитных портфелей банков по всем направлениям: потребкредитование, автокредитование, ипотека.

Надо сказать, что последний год и в Банке Уралсиб, и на рынке в целом, прошел под знаком льготной ипотеки. За это время банком выдано более 10 тысяч кредитов на общую сумму более 35 миллиардов рублей. После внесения изменения в программу в середине этого года произошло некоторое падение объемов ипотечных выдач.

Станислав Тывес. Фото РБК.

Станислав Тывес. Фото РБК.

- Все-таки при ставках в 6,5 процентов люди активнее брали ипотеку, - пояснил Станислав Даниилович. – Сейчас и ставка выше, сказывается на спросе и рост цен на недвижимость, который произошел за последний год. Однако я уверен, что рынок ипотечного кредитования будет развиваться и расти. По итогам года объем выданных нами ипотечных кредитов будет выше, чем в прошлом году.

Будут расти и другие направления потребительского кредитования, уверен Станислав Тывес. Это связано с тем, что люди осознали, что коронавирус быстро не отступит. И смысла ждать уже нет, нужно возвращаться к обычной жизни, реализовывать свои потребности. В итоге, населения вновь начало тратить свои сбережения и обращаться за займами. И здесь для банков важно было максимально упростить получение кредитов.

Конечно, в Уралсибе стараются, насколько возможно, сделать так, чтобы для получения кредита хватало одного документа – паспорта. Так, в данный момент вполне реально взять до 600 тысяч рублей, имея при себе лишь паспорт. Однако в случае с крупными кредитами клиенты оцениваются более тщательно.

Кредиты или кредитные карты?

Вопрос этот не праздный и его часто задают обыватели. Как пояснил Станислав Тывес, продукты эти дополняют друг друга, и все же направлены на разные цели.

- Если потребительский кредит – это разовая трата, связанная с какой-то серьезной покупкой, то кредитная карта чаще нужна для ежедневных трат: покупки продуктов, подарков, - заявил Станислав Тывес. – В общем-то, клиентам, которые берут потребительские кредиты, мы обычно предлагаем и кредитку.

Однако рост финансовой грамотности сильно изменил поведение клиентов с точки зрения использования продуктов. Если раньше кредитные карты раньше использовали, чтобы снять наличные. То сейчас картами пользуются ежедневно, при совершении повседневных покупок в торговых сетях. Банки поддерживают клиентов – предлагают бонусы и кэшбеки при безналичной оплате товаров и услуг, удлиняют грейс-период, во время которого можно пользоваться средствами банка и не платить за это проценты.

Как будут выглядеть банки будущего?

Сейчас в Уралсибе больше половины карт заказывают онлайн, активно развивается дистанционное потребительское кредитование. Логично сделать вывод, что банки будут сокращать сеть отделений, и этот процесс уже начался. По итогам этого года Уралсиб сократит 30 точек продаж и продолжит наращивать вложения в диджитализацию банка.

Однако о полном закрытии точек продаж речи, конечно, не идет. По мнению Станислава Тывеса, в будущем они будут необходимы для предоставления консультационных услуг. Люди будут приходить не для того, чтобы подать заявку или подписать стопку бумаг для получения карты или кредита. А для того, чтобы пообщаться с профессионалом, который подскажет, что делать в той или иной ситуации, принять важное решение по ипотеке или инвестициям.

- Нет цели закрыть все офисы, просто изменится их функционал. Банковские офисы станут больше «про поговорить», попросить совета у специалиста, помочь разобраться в услугах и продуктах, - резюмирует Станислав Тывес.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России №30 от 10.09.15)

Интересное