.
Фото: Алексей КОТМЫШЕВ
Большое культурное событие состоялось в Областной филармонии 11 апреля. Во Владимире выступил Луганский симфонический оркестр. Руководитель коллектива — дирижер Александр Щуров и выступавший с оркестром известный виолончелист Александр Рамм рассказали о своем видении музыки и о том, что считают для себя самым сложным.
Музыкальная палитра
Дирижер оркестра Александр Щуров возглавил Луганский оркестр в самое трудное время — в 2014 году, и с тех пор остается его неизменным лидером. Сам Академический симфонический оркестр Луганской академической филармонии был создан в 1945 году.
А недавно при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также Центра содействия филармонической деятельности «Музыкальный форум» оркестр дал большой гастрольный тур по городам России. Александр Щуров рассказал, что Владимир в гастрольном списке стал предпоследним, а заключительный концерт они дадут в Москве 14 апреля. До этого коллектив побывал в Ревде, Екатеринбурге, Новосибирске, Омске, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах.
Руководитель коллектива поприветствовал владимирцев от лица всех луганчан и заявил, что очень счастлив побывать у нас в гостях, хотя и всего на несколько часов.
- Город с такой историей впечатляет своим размахом и масштабом, и все увиденное мы постараемся транспонировать на музыкальную палитру концерта, - улыбнулся Александр Щуров перед выступлением.
В первом отделении публика услышала «Итальянское каприччио» композитора Петра Чайковского, а также его знаменитые «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром в исполнении маэстро Александра Рамма. Второе отделение было посвящено произведениям композиторов Михаила Глинки, Модеста Мусоргского, Арама Хачатуряна, Александра Бородина.
А пока музыканты настраивались, дирижер поведал о том, каково пришлось его коллективу в последние десять лет.
- Если отвечать односложно, было довольно-таки непросто. Достаточно тяжелое время, и много тут не расскажешь, все и так понятно. Но музыка — это та отрада для каждого артиста, каждого жителя, которая помогала просто жить и бороться с невзгодами и ненастьями. Она помогала и помогает укреплять дух, залечивать раны, разговаривать с душами людей, - говорит Александр.
Однако тут же дирижер признался — после вхождения в состав России им стало значительно легче как в творческом плане, так и в плане сотрудничества с замечательными русскими и зарубежными музыкантами, за что луганские исполнители очень благодарны.
Письмо от Ростроповича
Отвечая на вопрос, почему для выступления перед владимирцами избрали весьма сложное в техническом плане произведение - «Вариации на тему рококо», Александр Рамм заметил, что не совсем правильно говорить о «спортивности» исполнения, ведь для опытного музыканта техническая сторона совсем не важна. Куда важнее то, какие чувства вложить в произведение.
Перед концертом состоялась пресс-конференция с руководителями оркестра и областными чиновниками.
Фото: Алексей КОТМЫШЕВ
- Я считаю, что «Вариации на тему рококо» - это жемчужина. Во-первых, она емкая — идет по хронометражу до 20 минут. Потом это русская музыка, - говорит маэстро.
Тут Александр Рамм признался, что сам влюбился в виолончель в 8-летнем возрасте с первого звука, и именно «Вариации на тему рококо» стали для него одним из столпов, на которых держалась эта любовь. Еще больше любовь подкрепила история, которая произошла с музыкантом в 9-летнем возрасте. Тогда они с родителями жили в Калининграде, а великий музыкант-виолончелист Мстислав Ростропович дирижировал в соседней Литве, куда семейство однажды и отправилось.
- Мама предложила заранее написать письмо от руки — может быть, это письмо мне удастся вручить самому Мстиславу Леопольдовичу? - вспоминает Александр. - Так и получилось. Мы зашли в артистическую, внутри было много народу, стол, он сидит уставший, на столе гора цветов. Принимает у меня это письмо, я очень стеснительно что-то спросил, он что-то ответил — если честно, уже не помню что именно, но взял это письмо и положил среди цветов. Ну, сколько 9-летних пацанов в окружении Ростроповича играют на виолончели? И можно себе представить шок мамы (я-то лишь потом осознал), когда через три месяца на нашу съемную калининградскую квартиру пришел ответ.
В письме оказалось несколько строчек, написанных на печатной машинке. Причем одно слово было выделено жирным шрифтом.
- В ответ на мой вопрос, сколько в среднем он занимался в девять лет, Ростропович ответил: «В среднем, когда мне было 9 лет, я занимался по два часа, но тебе советую по три». И слово «три» было выделено жирным. То есть, даже великий Ростропович считал, что в детстве недозанимался, - улыбается Александр Рамм.
Несмотря на огромное количество переездов, маэстро сохранил это письмо, и теперь оно висит за стеклом на стене рядом с портретом знаменитого виолончелиста.
От лица принимающей стороны замминистра культуры Владимирской области Елена Соскова поблагодарила музыкантов за сотрудничество и обмен опытом, и выразила надежду на укрепление дальнейших творческих связей.