Премия Рунета-2020
Владимир
+6°
Boom metrics
Интересное15 марта 2021 9:00

Электронные услуги нотариуса экономят ваши время и деньги

О цифровизации российского нотариата ведущий владимирской «Комсомолки» Илья Архипов в начале марта беседовал с нотариусом Петушинского нотариального округа Светланой Тужицкой и ее коллегой из Коврова Натальей Половинкиной
.

.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Ведущий: - Сегодня говорим о цифровизации нотариальной деятельности во Владимирской области. Понятие «цифровизация», «цифра» слышал даже тот, кто и смартфоном не пользуется. Российские нотариусы модернизируют свою работу не первый год, ускоряя документооборот и сокращая затраты обращающихся. Но теперь темпы внедрения электронных услуг заметно ускорились. По статистике за 2020 год, около 3 млн россиян обратились за тем, чтобы перевести привычные документы в электронный вид, чтобы при этом он не потерял своей силы. Что потребовалось от самих сотрудников нотариальных контор, чтобы сегодня цифровые технологии работали, а люди сберегали время и нервы?

Наталья Половинкина: - Каждому нотариусу потребовалось провести объемную модернизацию технического оснащения. Не менее важно, что у каждого из нас появились новые навыки работы. И не только бумажные документы переходят в электронный вид, но и электронные документы мы превращаем в бумажные.

Ведущий: - То есть без бумаги по-прежнему никуда... Сколько времени у вас ушло на эту смену формата работы, на отказ от привычек?

Н.П.: - Работали с колес, времени на раздумья практически не было. Нас предупреждали о каждом нововведении, приходила помощь от нотариальной палаты, в том числе нашего региона, по алгоритму действий. Целый отдел IT-технологий, созданный в палате, поддерживал эту работу. Мы в любой момент звоним, между собой общаемся, помощь нам оказывается. Кто такие юристы? Это буква+человек, а теперь мы еще и люди+«цифра».

Ведущий: - Какой результат от цифровизации нотариата получили жители Владимирской области?

Светлана Тужицкая: - Людям стало удобнее. Нет необходимости ходить по разным организациям. Лишь один пример из моей практики: клиенту необходимо было передать документы в Краснодарский край. Сделка «горела» и нужно было ускоряться, почтовая отправка растянула бы операцию на несколько дней и могла ее сорвать. Мы сделали доверенность, её перевели в электронный вид, отправили по внутренней системе «ИнфоНОТ» нотариусу в Краснодарский край. Нотариус документ перевёл из электронного вида на бумажный носитель, удостоверительная надпись была оформлена, и важный документ был предоставлен буквально за полчаса. И тут же можно было оформлять сделку. Если бы бумаги отправляли поездом, с курьерами, человек понес бы материальные затраты на пересылку. А здесь и клиент оказался доволен и счастлив, и для нотариуса это удобно.

Ведущий: - Цифровизация работает на чистоту сделок? Или ничего острее глаза опытного нотариуса не придумали?

С.Т.: - При удостоверении сделки нотариус совершает ряд проверочных действий. Мы проверяем паспорта, выясняем волю сторон. Теперь мы запрашиваем выписку из реестра прав на недвижимое имущество: я ее получаю сама, то есть люди не должны идти в МФЦ, не должны стоять в очереди, не должны там платить деньги. Мы ее получаем бесплатно. Что мне это выписка даёт? Я вижу, кто является собственником на дату обращения, что нет арестов и запрещений, что можно и нельзя делать с этим имуществом. В этом очень большой плюс. Мы теперь передаем документы на регистрацию сделки и свидетельство о праве на наследство в электронном виде. В данной схеме остались только нотариусы и единый государственный реестр, то есть третьих лиц здесь нет. Нет дополнительных затрат для граждан, нет временнЫх затрат (потому что нотариальная форма сделки регистрируется в течение суток). Нет возможности подделать документы, которые передают в электронном виде на регистрацию - это тоже большой плюс для граждан. Мы можем заказать ещё и скан доверенности, и скан завещания — документы, которые тоже могут прийти поддельными от недобросовестных граждан. Получая скан доверенности, я могу сравнить содержание этой доверенности, убедиться, что она не поддельная. Также большой плюс по завещаниям - я могу проверить завещание, получив скан, и увидеть, что это не подделка. Эта проблема актуальна для старых завещаний. Не так давно правительственная комиссия утвердила законопроект, благодаря которому в дальнейшем от органов ЗАГСа мы будем получать сведения о свидетельствах о смерти. Имея эти сведения, я буду видеть, что доверенность, с которой могут прийти граждане, уже недействительна в случае смерти доверителя. Значит, по ней нельзя будет оформить сделку, а это защита прав добросовестных покупателей.

Н.П.: Мы взаимодействуем в электронном виде с самыми различными органами. У нас продекларировано электронное взаимодействие со всеми банками, но пока мы активно работаем со Сбербанком. Он нам отвечает на все наши вопросы. А вскоре — в обозримом будущем — нотариус, выдавая свидетельство о праве на наследство на денежный вклад, будет его сразу передавать в банк, а тот — перечислять деньги на карту наследника. Плюс мы используем электронные базы проверки паспортов, проверки дееспособности, проверки банкротства. Закон о банкротстве - достаточно серьёзная штука, мы должны иметь информацию, можно ли работать с пришедшими гражданами или нет. На наших документах теперь появляется QR-код, он тоже гарантирует чистоту сделки: сам гражданин может посмотреть, что за ним скрывается на собственной доверенности или документе, который ему предоставляют.

С.Т.: - У граждан теперь есть возможность проверить, была ли выдана такая доверенность и не отменена ли она, на портале Федеральной нотариальной палаты. Пользование услугами этого сайта бесплатное.

Ведущий: - Одно из важных для жителей новшеств касается открытия нотариальных дел. Подчас, особенно когда речь идет о нотариусе из другого города или региона, нужно много и часто ездить. Что именно теперь можно делать в электронном виде, когда речь заходит о вступлении в права наследования?

Н.П.: - Можно обратиться к нотариусу по месту жительства, а не ехать в тот регион, где проживал близкий человек. Туда можно отправить заявление. В нашем городе не стало дедушки, который был прописал в другом регионе, и открывать дело можно только там. Отправили заявление о принятии наследства на Урал, и теперь наследник может даже не ехать туда. Разве что, поскольку речь о недвижимости, которую можно реализовать, такая поездка все же состоится. В последствии по заявлению нотариуса свидетельство о праве на наследство можно получить почтой. Мы свидетельствуем подлинность подписи и передаем нотариусу, которого укажет нам гражданин; тот откроет наследственное дело. Люди сами уже не хотят обивать пороги, им нравится, что документы можно отправить или получить, не выезжая за пределы своего города. На сайте Федеральной нотариальной палаты существует база доверенностей, открытых наследственных дел — и, если речь об одном и том же городе, граждане сами могут зайти к нотариусу и сказать: «Мы знаем, что у вас открыто важное для нас наследственное дело». При оформлении наследства мы делаем запросы о действительности паспортов, шлем запросы в ЗАГС, подтверждается последнее место жительства. В базах указывается, был ли умерший банкротом или нет. Закон не предполагает ухода от наследства: отказ от него по закону о банкротстве может считаться правонарушением, потому что появляется имущество, которое можно кредитором отдать.

С.Т.: - Цифровизация позволяет наследникам присылать путем оформления в электронном виде у нотариуса тождественность бумажного документа электронному. Это свидетельства о рождении и смерти, правоустанавливающие документы. Получив дополнительно с этими документами заявление о принятии наследства, мы заводим дело, и дальше наследник получает свои бумаги либо лично приехав в контору, либо по почте. ВременнЫе затраты для наследников минимальны. Ездить к нотариусу в другой регион или город не нужно. Свидетельство о праве на наследство мы обязаны отправить в Росреестр в электронном виде на регистрацию, и потом нотариусу в электронном виде приходит выписка, подтверждающая регистрацию данного права. Ее нотариус потом также может прислать наследнику путем перевода в электронный вид — или тому нотариусу, которого гражданин укажет.

Ведущий: - Завещания близкий человек мог и не оставить. Или, напротив, в силу ряда причин оставить несколько завещаний. Можно ли, не обращаясь к нотариусу, узнать, а было ли завещание?

Н.П.: - Завещание поступает в Единую информационную систему нотариата. Но в ней документ хранится в зашифрованном виде, поэтому пока человек жив, узнать, составлен ли документ и на кого, невозможно. После смерти гражданина текст завещания может увидеть только нотариус, который завел наследственное дело. Существует тайна завещания. Плюс были какие-то предпосылки для того, чтобы человек такой именно завещание оставил — на то его воля.

Ведущий: - Ответственность самого нотариуса за удостоверение, оформление документов в электронном виде стала еще выше?

С.Т.: - Выше, на мой взгляд, уже некуда. Профессиональная деятельность нотариуса страхуется, страховка составляет 5 млн рублей. И нотариус — наверное, единственное должностное лицо, которое своим имуществом отвечает за свои ошибки. Надо отдать должное коллегам: профессиональный уровень повышается каждые 4 года, что позволяет совершать минимальное количество ошибок. Мы сами страхуем свою деятельность, у нас есть коллективная ответственность, личная — своим имуществом, и компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты. Всё это позволяет защищать интересы граждан, и граждане, которые обращаются к нотариусу за удостоверением договора, могут быть спокойны. Если произойдет ошибка по причине, зависящей от нотариуса, нотариус это будет компенсировать. Совершая сделки в простой письменной форме, никто такой ответственности не понесёт - только сами участники сделки. Нотариус же проверяет всю цепочку: личность сторон, паспорта, выясняем волю сторон, проверяем возможное банкротство, то, что люди не лишены дееспособности. Для этого проводим целый ряд проверочных действий. И именно поэтому, когда приходят и говорят: «Мы хотим договор в нотариально заверенной форме», мы поясняем, что это не делается в день обращения. Вся информация, которая запрашивается, просто физически не придёт сразу.

Ведущий: - А какие услуги сейчас в электронном виде самые популярные?

С.Т.: - Перевод документа из электронного вида на бумажный носитель, когда мы получаем выписку, подтверждающую регистрацию права. Получаю я ее в электронном виде на свою электронную почту. Только тот гражданин, который купил недвижимость либо получил наследство, получит у меня эту выписку. Я ее перевожу в бумажный документ, свидетельствую тождественность документов (они имеют одинаковую юридическую силу). И гражданин получает подтверждение права собственности. В МФЦ человеку ходить не надо, то есть нотариус работает в рамках «одного окна». За последнее время только один мой клиент пожелал, чтобы у него стояли штампы Росреестра на бумаге. Мы разъяснили ему все новации законодательства, и он получил документы в электронном виде. Кстати, нотариус передает документы в электронном виде на регистрация абсолютно бесплатно. Если нотариальные действия совершил он сам. Это экономия времени, сил, стоять в очередях не надо.

Н.П.: - Добавлю. Свидетельство о праве на наследство мы обязаны передавать в электронном виде. Также сторонам по договору разъясняется порядок электронной регистрации прав. Для того, чтобы не было недоверия электронному документообороту, мы рекомендуем получать на руки те выписки, которые получает нотариус, на бумажном носителе. С такими документами нередко обращаются в коммунальные службы, а те очень редко используют электронные базы и просят бумажный документ.

Ведущий: - Есть сделки, которые совершаются, как говорят, в «простой письменной форме». Так мы, например, можем купить машину «с рук». Такие документы можно перевести в электронный вид?

С.Т.: - Основываясь на законодательстве, нотариус откажет в такой услуге. Переводится только нотариально заверенный документ. Еще одно ограничение — мы не можем перевести в «цифру» документ, удостоверяющий личность гражданина. Случается, что граждане просят заверить копию паспорт на бумажном носителе. На вопрос «зачем?» поясняют, что боятся потерять документ и потом долго восстанавливать. Эта копия не будет удостоверять личность, не заменит паспорт, так что это не имеет смысла.

Ведущий: - Можно ли запретить сделки со своим имуществом в электронном виде, чтобы избежать возможного мошенничества?

С.Т.: - Не так давно в прессе проходила история, в которой мужчина потерял квартиру. Его электронной цифровой подписью воспользовались злоумышленники. Лично я, выплатив ипотеку, пойду в Росреестр, в МФЦ, где подам заявление, чтобы без моего личного присутствия никакое другое лицо не могло произвести действия с моим жильем.

Н.П.: - Причем об этом запрете человек должен сообщить лично. Если человек действительно запрещает производить электронные сделки, причем и сам запрет хочет наложить удаленно, здесь нарушается логика.

Ведущий: - Нотариусам приходится взаимодействовать с многочисленными структурами, базами данных, электронными системами. Насколько к такому виду и объему работы в сетях готовы нотариальные службы? Ведь есть крупные города, где качество связи и необходимость обращаться к электронным сервисам выше, а есть глубинка. Все ли системы уже полноценно работают или дорабатываются?

С.Т.: - Доработка идет постоянно. Только путем каждодневной работы можно выявить все плюсы и минусы перехода на «цифру».

Н.П.: - У нас очень большая страна, и электронные сети позволяют сблизить регионы. Вскоре мы ожидаем более тесное взаимодействие с органами ЗАГС, чуть позднее — с банками. Сейчас, когда наследники приходят и говорят, что не знают, где именно умерший хранил вклады, оперативно в электронном виде ответит только Сбербанк, первопроходец в этой системе.

С.Т.: - Зарубежный нотариус имеет доступ к 27 реестрам, и сделка по недвижимости там готовится около 2 месяцев.

Ведущий: - Цифровизация отразилась на стоимости услуг нотариусов?

Н.П.: Нотариальные конторы понесли затраты на оборудование, оснащение и новые навыки. Услуги нотариусов при этом не подорожали, тарифы по социально значимым действиям не меняли стоимости уже три года.