Премия Рунета-2020
Владимир
+14°
Boom metrics
Общество9 ноября 2019 22:00

Владимирец колесит по России с передвижной выставкой костюмов

Микаэль Ахмедов — азербайджанец по национальности - еще со школьной скамьи задумывался о причинах дискриминации, национализма и мечтал о дружбе народов.
.

.

Фото: Из личного архива героя публикации

Владимирец Микаэль Ахмедов, азербайджанец по национальности - еще со школьной скамьи задумывался о причинах дискриминации, национализма и мечтал о дружбе народов. Теперь он возглавляет творческую мастерскую «Народный стиль», а его проекты по борьбе с межнациональной безграмотностью получают президентские гранты.

Сейчас в коллекции передвижной выставки 43 национальных костюма. В ближайшее время ожидается еще 17. Каждая модель принципиально шьется на своей «родной» земле: чувашский наряд – из Чувашии, чеченский – из Чечни. Это придает аутентичности. Правда, воссоздать абсолютную копию костюма – особенно, если он из дорогой ткани или с золотыми пуговками - стоит очень дорого: цена такого заказа может достигать двухсот тысяч рублей. Шить экспонаты за такую цену нет возможности даже при помощи грантов. Впрочем, в коллекции есть подлинные азербайджанские костюмы, где главный цвет – золотой.

.

.

Фото: из личного архива героя публикации.

- Азербайджан – страна огней, на национальном костюме преобладает золотистый, огненный цвет, а сам костюм шьется из атласа и шелка, - рассказывает Микаэль. -Отдельный дресс-код у ашуга – музыканта, который играет на сазе и сам сочиняет стихи. Вдохновение может настигнуть ашуга где угодно, от этого зависит настроение стиха. Одежда ашуга - это кирзовые сапоги, брюки-галифе, рубаха с карманом на груди, обязательно ремень и папаха.

В основном на выставке представлены костюмы, сшитые за 10-35 тысяч рублей. Впрочем, они ничем не уступают «дорогим» моделям: их создают мастера, которые работают в Домах народного творчества.

- Национальный наряд – это не просто одежда, - говорит Микаэль Ахмедов. - Он может рассказать о традициях, нравах, быте народа. К примеру, когда говорят «русская культура» – все сразу представляют себе девушку с косичкой, которая встретит хлебом-солью и пожарит блины. А ведь все гораздо шире: как расставлена утварь в доме, как расположена церковь, отношение к старшим… Наша задача – не просто продемонстрировать людям костюм, а показать образ народа в целом. Через призму национального костюма рассказать о традициях, нравах, быте того или иного народа.

.

.

Фото: Из личного архива героя публикации

Организация «Народный стиль» появилась два года назад. За это время выиграли уже 4 гранта, три из них – президентские. На эти деньги пополняют коллекцию, устраивают выставки. Костюмы «объездили» всю область, побывали даже в поселках. Выставки проходят в Домах культуры абсолютно бесплатно. Экспозиция открыта с 11-17.00. За это время у экскурсовода есть всего полчаса на отдых: поток посетителей идет непрерывно. А теперь выставка колесит по стране. На днях коллекция отправилась на север.

- Меня самого очень впечатляет культура народов Бурятии, - признается Микаэль. -Это сочетание культур, влияние близлежащих стран – Монголии, Китая. На национальном костюме – элементы язычества и буддизма. Сам костюм напоминает халат – он запахивается, одна часть застегивается внутри, другая снаружи, чтобы удержать тепло. Традиционно считается, что головной убор у бурят составлен так: верхняя часть обозначает небосвод – тэнгэри; красные кисточки – наран - лучи солнца; нижняя часть – газар – земля. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и тд.

Несмотря на то, что костюмы хранятся во Владимире, открыть выставку в родных пенатах пока возможности нет. Зато уже в начале 2020-го костюмы отправятся в турне по городам Поволжья.

- В основе негативных и дискриминационных действий человека - три постулата: воспитание, образование и неверование, -уверен Микаэль Ахмедов. -Когда в семье отсутствуют элементарные ценности взаимоуважения и в присутствии детей оскорбляют других людей – в силу их национальных или религиозных особенностей, ребенок считает это нормой и начинает повторять. Если с детьми не занимаются родители, не проводят воспитательные беседы, не объясняют и не отвечают на вопросы ребенка, у него возникает страх перед неизвестным, перетекающий в ксенофобию. Реакция ребенка не заставит себя долго ждать, она может быть разной – от дискриминации до правонарушений. Мы пытаемся развеять безграмотность в сфере межнациональной культуры, формируем элементарные знания о народах, традициях нашей огромной страны, формируем взаимоуважение вне зависимости от национальных или религиозных особенностей.