2017-02-26T10:46:40+03:00

«Секретные материалы» гусевской школы

Как районная школа год за годом «собирает» призовые места на областных олимпиадах.
Марина АЛЕКСАНДРОВА
Поделиться:
Комментарии: comments5
Фото: архив школы.Фото: архив школы.
Изменить размер текста:

Или, например, можно спросить - как обычная провинциальная школа попала в сотню лучших в России по физике и математике? При том, что точные науки у нас в регионе, мягко скажем, преподают не на высшем уровне. Даже в областном центре.

А в школе №2 Гусь-Хрустального что ни год - то «букет» дипломов и грамот с олимпиад именно по точным наукам. В 2016-2017 учебном году 58 призеров и 28 победителей муниципального этапа ВОШ — ученики школы №2. На региональном этапе - победа по информатике и три призера.

Самый «возмутительный» результат — в 2016 году 3 выпускника получили 100 баллов ЕГЭ по профильной математике, физике и информатике! При том, что во всей Владимирской области «стобальников» было 47, причем 40 из них отличились в русском языке. Похоже, почти все гении в точных науках собрались в этой школе.

Чтобы узнать, какие секретные методики используют местные педагоги в воспитании своих талантов, мы отправились в Гусь-Хрустальный. Нам хотелось услышать от самих победителей, каких усилий и жертв стоили им первые места.

Первые результаты нашего расследования обескуражили — здесь лидеров специально не выращивают. В самой большой школе города учатся более тысячи ребят, и каждый из них может стать победителем.

Фото: архив школы.

Фото: архив школы.

Рассол для юных ученых

- Когда огурец попадает в банку с рассолом, у него нет выбора. Он, может, и не хочет быть засоленным, но рассол всё равно впитывается, - пояснила директор школы №2 Татьяна Причепа. - Это еще Виктор Шаталов сказал, известный педагог. Мы стараемся создать такую среду для всех учеников.

Что же входит в состав чудодейственного рассола?

- У нас есть учителя, которые очень много времени проводят с нами, ведут научные клубы, необычные уроки, - рассказала Алина Киреева из 11 «А». - Клубы — это не только занятия по теме, но и праздники, общение между разными классами, сложные интересные проекты. Можно прийти на физику и много узнать о географии, биологии, истории. Вот я, к примеру, гуманитарий. Но наш математик Ирина Владимировна так интересно дала тему, что я увлеклась. И заняла 3 место на областной научно-практической конференции по математике.

Да, не бином Ньютона... Рецепт стар, как мир - занимайся с детьми, и будет результат. Вот только занимаются все, а блистают на олимпиадах немногие.

От преподавателя математики Ирины Ивановой дети не отходят даже на переменах.

- Она такие смешные и интересные задачки задает, - объясняют ребята. - Если решаешь, чувствуешь себя самым умным. Раз в полгода у нас подводят результаты «Веселой перемены», выбирают победителя, лучшего математика.

- А мы больше любим в снеговика играть! - прерывают нас восьмиклассники.

- Вот, есть же и нормальные дети! - думаем мы и ошибаемся. «Снеговик» - это городская математическая игра, которую в 2000 году придумала Ирина Иванова вместе с коллегой Надеждой Баженовой. Кстати, оба - Заслуженные учителя РФ.

Педагоги и ученики школы №2 под Новый год организуют для горожан настоящий научный фестиваль с представлениями и карнавалами, математическим кафе и ярмарками. Ученики 6-11 классов со всего города наперегонки решают математические шарады, загадки и ребусы.

Математика как метод воспитания

- Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его занимательным, так сказал знаменитый ученый Гаусс, - напомнила Надежда Баженова. - В математическом клубе «Лабиринт» мы связываем предмет и практику, стараемся заинтересовать как можно больше ребят. Ведь математикой можно описать буквально все, что нас окружает.

Создаем серьезные проекты, но преподносим их как шоу, с фокусами и рассказами о жизни известных людей. Под Новый год проводим «Новогоднее путешествие с математикой», одновременно изучая обычаи разных стран и биографии ученых. Мы выезжаем в Москву, в другие города на конкурсы, приглашаем к себе студентов.

Игры играми, а результаты такой работы впечатляют. Молодых математиков из Гусь-Хрустального знают и выделяют в федеральной физико-технической школе, в МГУ. В МГТУ им. Н. Э. Баумана школу №2 внесли в список одиннадцати лучших в подготовке по математике.

Физика гуся, или Все взаимосвязано

На заседаниях школьного клуба физики «Эврика» часто не хватает мест в классе.

- Клуб — это межпредметный проект, мы хотим показать детям связь между разными науками и жизнью. Впрочем, и на обычных уроках стараемся не скучать, - рассказала Лариса Ершова, преподаватель физики, Педагог года-2016.

То в клубе изучают «физику гусей», отыскивая птиц в литературных произведениях, то восстанавливают Георгиевский собор, то рассматривают колокола. Или создают «Застывшие мгновения» в проекте, посвященном стеклу, мастерят макеты, сочиняют сказки. И все эти — физика!

Такой подход дает неожиданный эффект. К примеру, Илья Тюриков из 11 «А» стал призером и победителем муниципальных этапов ВОШ сразу по пяти предметам: литературе, праву, английскому языку, обществоведению, истории, а также призером регионального этапа по английскому.

- Я сначала увлекся философией, - говорит Илья. - Она обобщает знания о мире, находит взаимосвязь во всем. - Поэтому другие науки тоже пришлось изучать — и гуманитарные, и точные.

Будущие повелители роботов

За молодым учителем информатики Алексеем Ксенофонтовым школьники ходят, как привязанные. Да и сам он все свое время проводит в школе.

- Кажется, он дома только спит, - считает десятиклассница Лиза Трифонова. - И дополнительные занятия у него, и «Что? Где? Когда?» организует, и учеников куда-нибудь постоянно возит, и сам в конкурсах участвует. Я больше литературу люблю, но его уроки информатики пропускать не хочется.

Летом Ксенофонтов ведет занятия для всех желающих. Посещение свободное, и от добровольцев нет отбоя. Победы в конкурсах учитель считает неплохим стимулом.

- Азарт победы стимулирует, но не менее важно, что ученики общаются с такими же увлеченными людьми. Мы проводим городской конкурс по спортивному программированию. Ездим на олимпиады МЭИ, играем во многопрофильном турнире им. Ломоносова. В декабре участвовали в «Часе кода», федеральном проекте Минобрнауки, вместе с ведущими ИТ-компаниями.

Осенью в МГУ им. Ломоносова проходила Московская командная олимпиада по программированию. Две команды школы №2 стали призерами.

В этом учебном году сразу 10 учеников Ксенофонтова участвовали в областном этапе предметной олимпиады - это уникальный случай! Один из них, Андрей Староверов из 11А — победил, двое стали призерами.

В 2017 году школа №2 отмечает 50 лет и, похоже, встретит очередной день рождения в звании одной из сильнейших в области.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также