Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics

«Штрафников бросали в самое пекло. И нас с ними»

У радистов, воевавших с «батальоном смерти», месяц службы приравнивался к шести
Владимир Николаев (слева) с однополчанами.

Владимир Николаев (слева) с однополчанами.

Когда началась война, Владимир Николаев был еще школьником. Вместе с другими мальчишками он рыл противотанковые окопы, а сразу после окончания 10 класса, в 1942 году, поступил в Муромское училище связи и на войну пошел уже радистом. Его направили воевать сначала на второй Белорусский фронт, затем перебросили на первый Прибалтийский.

- Папу назначили командиром взвода, когда он был совсем еще молоденьким, - вспоминает сын ветерана. - Он сумел пройти всю войну и закончил ее в Латвии, после ликвидации Курляндского котла. Помню, бабушка рассказывала, что в селе Фоминки, откуда отец родом, ей все соседи завидовали потому, что ее сын единственный, кто вернулся домой без единого ранения и вообще - вернулся.

Но все-таки однажды Владимир Николаев оказался на волосок от гибели. В тот день его, как самого молодого, офицеры отправили привести в порядок немецкий блиндаж, который фашисты оставили, отступив под натиском Советской армии. И вот, как раз в тот момент, когда Николаев пришел туда, немцы решили разгромить свой блиндаж, чтобы он не достался врагу. К счастью, боец успел спрятаться за дверью и разорвавшийся снаряд лишь оглушил, но не покалечил его.

Рассказывать о войне, как и почти все ее прошедшие, Владимир Николаев не любил. Оно и понятно. Несколько месяцев его взвод прокладывал связь в сопровождении штрафных батальонов, тех самых, что состояли из осужденных военным трибуналом. Их бросали в самое пекло, и радистам, в свою очередь, тоже приходилось туго. Не случайно, один месяц со штрафниками в записях о выслуге лет приравнивался к полугоду, и зарплата была выше.

К концу войны Николаев был награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, дважды орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу на Германией». После окончания войны он еще около десяти лет посвятил армии. Служил даже на Крайнем Севере, устанавливал там средства определения самолетов и судов. А после выхода на военную пенсию, вернулся на родину, во Владимирскую область, где женился, воспитал сына и еще много лет проработал инженером на заводе.