Премия Рунета-2020
Владимир
+5°
Boom metrics

«Прабабушка всегда называла себя трусихой»

У Алексея Савина в войне участвовало несколько родных. Но особенно он вспоминает двух из них

Фото: Из личного архива

- Я родился в семье, где память о последней войне никогда не сможет исчезнуть, - говорит он. - Из рассказов моей мамы и бабушки я знаю, что мои прадедушки и одна прабабушка сражались на фронтах на передовой. Другая прабабушка была труженицей тыла. Я хотел бы рассказать о двух из них.

Так, прабабушке Алексея Клавдии Колыхаловой в 1941 году исполнилось всего 18 лет. Она могла не идти на фронт, но на деревню пришла строгая разнарядка о количестве бойцов. И Клавдию отправили на фронт вместо сына председателя колхоза.

- Прабабушка была из бедной семьи, - говорит Алексей. - Ее отец уже в ту пору был на фронте, и заступиться за свою дочь не мог.

Клавдия оказалась на Ленинградском фронте. Она всю войну была связистом. Работала на коммутаторе. Обеспечивала правительственную связь. Один раз ей довелось услышать голос самого Сталина.

- Прабабушка всегда называла себя трусихой и не скрывала этого, - говорит Алексей Савин. - Однажды ее полк оказался в окружении. Единственной дорогой к спасению был путь через болото. Прабабушка не хотела погибнуть в трясине и готова была умереть от пули «своего» солдата. Но командир полка не стал ее слушать, перекинул ее через плечо и вместе с ней прошел топкие болота.

В итоге, Клавдия прошла всю войну. За героизм и мужество она была награждена медалью «За Отвагу». Вот такой « трусихой» она оказалась на самом деле. В 2004 году она умерла. Хоронили ее под залпы военного салюта.

- А мой прадедушка Михаил Драненко вообще связал свою жизнь с армией, - говорил Алексей. - В Великую Отечественную войну он служил на Дальнем Востоке. Был кавалеристом, а позже артиллеристом. Служил в Хабаровске, в Улан-Уде.

Чаще других Михаил позже вспоминал бои на Халхин-Голе, в степях Маньчжурии. И всегда при воспоминании о тех сражениях у него текли слезы. Часто приходилось пересекать степь на конях с саблями наголо, а враги в этот момент стреляли из пулемета. В одном из таких боев на глазах у Михаила погиб его лучший друг. За героизм, проявленный в тех далеких боях, его наградили орденом Красной Звезды и медалью «За Отвагу».