Boom metrics
Звезды17 июня 2014 22:00

Во Владимирской области отзвучала "Музыкальная экспедиция"

Всемирно известные исполнители классической музыки неделю колесили по Владимирской области, давая концерты в разных городах региона

Фото: Оксана КОТОВА

С лучших площадок Европы - в российскую глубинку. Как еще после Карнеги-холла назвать поселок Муромцево Судогодского района? Именитые музыканты из разных стран, настоящий звездный десант, приехали во Владимирскую область, чтобы принять участие в «Музыкальной экспедиции». Этот международный проект виолончелиста Бориса Андрианова и владимирского Центра классической музыки совместил путешествие по самым красивым городам региона с концертами живой музыки.

- Сбывается моя мечта, - признался Артем Маркин, дирижер Владимирского Губернаторского симфонического оркестра. - Я мечтал, чтобы у нас, как и в маленьких городах Европы (например, в Монтре или Вербье в Швейцарии) проводились крупнейшие музыкальные события. И сейчас это становится возможным!

Культурная жизнь есть и в провинции

Альтист Даниил Гришин, пианисты Итамар Голан и Яков Кацнельсон, скрипачи Валерий Соколов и Борис Бровцын - на концерты этих музыкантов не так-то просто попасть даже в больших городах. Они играли на площадках Суздаля, Мурома, Александрова, Гусь-Хрустального. Причем прикоснуться к прекрасному можно было за символическую плату, а на некоторых концертах и вовсе бесплатно.

Фото: Оксана КОТОВА

- Это знаковое событие! - уверен альтист Даниил Гришин. - Мы делаем это для того, чтобы обратить внимание государства и людей на то, что культурная жизнь не ограничивается только большими городами, столицами. Культурная жизнь должна быть везде. И в провинции она тоже есть.

Экспедиция, включившая семь концертов, началась 30 мая и закончилась 6 июня. Площадки для выступлений специально выбирались необычные - Крестовая палата Суздальского Кремля, Хрустальный завод в Гусь-Хрустальном, Палаты Кремля в Александрове, усадьба Храповицкого в Муромцево и другие.

Музыку любят! Еще бы тротуары сделали...

В первый день лета музыканты приехали в Судогодский район: вечером им предстояло дать третий концерт в рамках проекта. Площадкой для него стала усадьба Храповицкого.

Прям перед замком на месте бывшего каскада прудов, расчистив заросли, установили огромную сцену и лавочки. Концерт начинали в 21.00, специально дожидаясь, пока стемнеет, и запланированное световое шоу с красивой подсветкой замка будет смотреться более эффектно.

Пока одни музыканты настраивали звук, другие просто и с удовольствием общались в журналистами. Одним из первых перед камерами возник Итамар Голан. И если Даниил Гришин и Борис Андрианов родились в России и ничему не удивлялись, то Итамар — израильский пианист, живущий сейчас во Франции, - был удивлен отсутствием тротуаров. Специально для этой поездки жена купила ему новые ботинки.

- Знал бы, какие здесь дороги, надел бы старые! - смеется пианист. - Мы приехали в Александров, а там даже тротуаров нет. Как там люди ходят? А если серьезно, больше всего меня удивило то, как люди, независимо от экономической обстановки, материального положения и душевного состояния, живо реагируют на музыку, наслаждаясь каждым музыкальным моментом.

Фото: Оксана КОТОВА

Необычный концерт в необычном месте, как и ожидалось, привлек внимание публики: на концерте было больше трех тысяч человек. Многие приехали из Владимира и Москвы, не остались в стороне и местные жители.

- Экскурсия по замку! Всего 300 рублей! Не хотите за 300? Ну ладно, 200! - находчивые местные мальчишки уговаривали туристов на импровизированные экскурсии в то время, пока музыканты настраивали звук.

Не растерялись и продавцы: недалеко от замка выставили лотки с чаем, пирожками и сувенирами. Гости на удивление охотно закупались магнитиками за 100-150 рублей. Кто-то фотографировался на фоне замка, а кто-то уже занял удобную позицию у сцены.

И вот наступил главный момент: над усадьбой как три столетия назад поплыли чудесные звуки живой музыки. Сцену в буквальном смысле облепили со всех сторон — зрители находились и перед сценой, и за ней, и по обеим сторонам. Застывшие в немом восторге любители классики (а кто-то понял, что любит ее прямо там) ловили каждый звук.

Специально для усадьбы музыканты выбрали самые романтичные и нежные мелодии, которые как нельзя лучше соответствовали атмосфере. «Меланхолическая серенада» Чайковского, «Цыганка» Равеля, «Вокализ» Рахманинова, «Скерцо» Брамса. Под сменяющие друг друга композиции замок, подсвеченный то красным, то синим, то желтым, с расплывающимися кругами и спиралями, завораживал...

Фото: Дмитрий БАТЕНЁВ

Приключения рояля на стекольном заводе

На следующий день «бродячие» музыканты отправились в Гусь-Хрустальный. Там им предстояло сыграть на знаменитом хрустальном заводе. Судьба завода, как и замка, непроста: отсутствие финансирования, искусственное банкротство и остановка цехов в 2012 году. В конце прошлого года производство хрусталя запустили вновь. Здесь под блеск и жар плавильных печей прошел еще один концерт. Главным героем которого стал рояль.

Уже в семь утра перевозчики рояля должны были быстро поднять инструмент на второй этаж - в стекольный цех, где запланировали концерт.

Быстро не получилось. Рояль стоимостью больше миллиона рублей планировали затащить наверх с помощью подъемника через люк, соединяющий первый и второй этажи. Надежно закрепив инструмент, начали медленно тянуть вверх. Рояль, покачиваясь, поплыл вверх. Но не тут-то было! Проем оказался для него слишком мал.

- Ну что ж, понесем на руках! - вздохнув, сказал один из перевозчиков. - Не в первой!

И понесли. По всем коридорам и ступеням, бережнее, чем ребенка. Очень массивного ребенка: инструмент весит 320 килограммов.

Вообще этот рояль фирмы «Yamaha», который с такими сложностями взбирался прямо к плавильным печам, настоящий путешественник. Недавно он вернулся из Сочи, где играл на закрытии Олимпийских игр. Вот только не опасны ли для ранимого инструмента такие путешествия и плавильные печи по соседству?

- Ничего, ототрем, отмоем! - заверил нас Роман Макарычев, перевозчик роялей. - С инструментом за один раз ничего не случится. Тем более, что с нами специалист, который за ним ухаживает. Если что-то пойдет не так, мы готовы сразу же его подремонтировать, подкрасить, отполировать.

Фото: Оксана КОТОВА

За инструмент, занесенный в цех, сел настройщик — выстраивать звук. Тут же в зал потянулись остальные рабочие: готовясь к вечернему концерту, понесли микрофоны, стойки и стулья.

Каково же было удивление зрителей, которые, расположившись около импровизированной сцены, узнали, что работа цеха во время концерта не будет остановлена! Музыканты играли прямо по соседству с работающими плавильными печами. Ну разве что вентиляторы в цехе чуть приглушили, чтобы они не перекрывали звуки музыки.

Под блеск и жар печей происходящее казалось еще эффектнее. На концерте собрались и гости из Владимира, и заслуженные работники Хрустального завода, и заводчане, на чью смену выпало это уникальное событие. Шостакович, Бах, Моцарт, Сен-Санс — такие звуки здесь еще точно не звучали!

Заключительный аккорд

После Гусь-Хрустального, артисты-передвижники дали еще два концерта — в муромском ДК и во владимирском Центре классической музыки. А заключительным аккордом «Музыкальной экспедиции» стал концерт на Соборной площади.

- Это грандиозное событие! - поделился с нами один из восторженных зрителей. - Честно говоря, я даже не припомню, чтобы классическая музыка собирала такое количество людей.

Кто-то приехал на концерт целенаправленно, а многие, прогуливаясь по центру, пришли на зов музыки, удивленные опен-эйром. Звуки живой музыки как магнитом притягивали сюда зрителей.

- Мы не ценители классической музыки, но то, что здесь сейчас происходит, очень здорово! - признавались молодые ребята, которые так же незапланированно оказались тут.

Остались довольны «Музыкальной экспедицией» не только жители области, но и авторы проекта. Затерявшись в толпе, со стороны своим детищем любовался один из идейных вдохновителей проекта виолончелист Борис Андрианов. Он не скрывал эмоций.

Фото: Оксана КОТОВА

- Я невероятно доволен! Мы побывали в красивейших местах, играли хорошую музыку, приобщили сотню-другую к нашему жанру. И это самое главное, что произошло. Музыканты выкладывались на сто процентов. Они как будто играли в Карнеги-холл! Волновались, играли как всегда с полной отдачей, именно поэтому мы и получили такой результат.

И, конечно, мы не могли не задать главный вопрос:

- Нам ждать «Музыкальную экспедицию» в следующем году?

- Я очень на это надеюсь! Будем живы — приедем! - заверил нас Борис Андрианов.

КультураИнтересное