Премия Рунета-2020
Владимир
+21°
Boom metrics
Общество18 марта 2014 22:00

Владимирская вишня отыскала путь домой

Спустя десятилетия практически утерянная разновидность Владимирской вишни «Васильевская» возвращается во Владимир — конкретно, в «Патриарший сад»

Мало кто знает, но визитная карточка нашего города - это не только знаменитые Золотые ворота и белокаменные соборы. Несколько столетий славится наш край своими вишневыми садами. Неслучайно на гербе города Юрьев-Польского до сих пор красуются две полных корзины вишен. Это — отголоски былой славы.

«Откуда есть пошла» наша вишенка

Об истории происхождения вишни в наших краях, да и о вишне вообще, методист Владимирской городской станции юных натуралистов «Патриарший сад» Валентина Блинова может рассказывать бесконечно. Это здесь, на освещенном и обогретом ласковым солнышком южном склоне огромной чаши — котловины на месте будущего «Патриаршего сада» во Владимире, между широким суздальским Опольем и темными муромскими лесами в далеком XII веке были посажены первые хрупкие саженцы — еще пока не акклиматизированные, но зато с очень большим потенциалом.

Рассказывают, что гибрид дикой степной вишни и черешни (а это и есть то, что мы зовем «вишней обыкновенной») попал к нам с далекого Кавказа. Сладкая ягодка могла приехать к нам в обозе грузинского святителя Антония. Но все же самой распространенной версией «вишневого похода» на Русь было и остается предположение историков о том, что вишня приехала к нам во Владимиро-Суздальское княжество в обозах Андрея Боголюбского с Киевской земли.

- За первыми вишневыми деревцами владимирцы ухаживали, как за детьми, - рассказывает Валентина Блинова. - Их укрывали от холода, пригибали к земле, окучивали, делали все, чтобы новая для нашей полосы культура прижилась. И эти старания были вознаграждены. Благодаря столь бережному отношению вишня акклиматизировалась и стала обильно плодоносить.

Царская ягода

Поначалу «география» вишни у нас была особая. Если ее куда и сажали, то только в княжеские, боярские и монастырские сады. Позднее драгоценные деревца появились в садах простых горожан и крестьян. Зато уж как появились, так почти сразу заняли почетное место.

В XVIII веке во Владимире насчитывалось уже несколько сотен вишневых садов. Ученый путешественник Иван Лепехин, находясь у нас в экспедиции по поручению Академии наук, в 1768 году писал: «С непривычки трудно было уснуть. Ночью в городе, сплошь покрытом вишневыми садами, ни на секунду не молкнет стук колотушек, которыми владимирцы отгоняют птиц от созревших вишен». Это он о том, что сторожа вишневых садов тогда дежурили на специальных вышках с погремушками на веревках во все стороны - «клячугах». Рано утром, когда птицы обычно вылетают на «пропитание», дежурные по саду изо всех сил трясли веревки и грохотом отпугивали пернатых «нахлебников». К такой работе привлекали даже детей.

Вкуснейшую владимирскую вишню по железной дороге везли прямиком в Москву и Петербург к столу для знатных особ и на десерт для царской семьи. «Географический словарь Российского Государства» в 1801 году писал про наши края: «Жители Владимира занимаются разведением вишнёвых садов, и во время урожая вишен отвозят оные в великом множестве и с большим барышом в Москву… от чего имеющие такие сады жители получают прибытку от 100 до 200 тысяч рублей».

Дорогая пропажа

Сегодня специалисты называют разное число владимирских сортов вишни, отличающихся друг от друга и внешними признаками и вкусовыми качествами.

«Родителева» вишня признана российским стандартом - это с ней сравнивают все остальные сорта. По форме ягоды напоминают «репку», цвет — темно-красный, почти черный. Вкус — с оптимальным сочетанием сахара и кислоты.

«Сайка» - второй после «Родителевой» сорт вишни по степени распространения. Плоды несколько меньше, чем у «Родителевой», тоже темно-красные, а вот мякоть — более кислая.

«Бель» - урожайный и морозоустойчивый сорт владимирской вишни, получивший название за светло-розовый сок.

«Левинка» - сорт назван по имени вошедшего в городскую черту Владимира села Левино поле. Ягоды крупные, но не такие вкусные, как у сорта «Родителева». Их в основном пускали на переработку.

Был во Владимире еще один особенный, можно сказать, аристократический сорт вишни - «Васильевская». Ягоды этого сорта самые крупные и сладкие, мякоть изжелта-розовая и до того прозрачная, что на просвет можно было увидеть косточку (очевидно, превалировали «черешневые» гены). Ее плоды ценились настолько высоко, что в переработку их не пускали, а ели исключительно в свежем виде и подавали как лакомство к столу знатных особ. Этот сорт попал в «Патриарший сад» из суздальского Васильевского монастыря, куда его привезли монахи с греческого Афона. Во Владимире их росло всего 100 кустов.

К великому сожалению, этот особенный местный сорт оказался на редкость своенравным: плохо переносил морозы, чаще других сортов подвергался атаке вредителей и плохо размножался. В результате, в советский период интерес к ней был почти утрачен.

- К началу 80-х годов в «Патриаршем саду» Васильевская вишня оказалась представлена всего одним экземпляром, да и тот в итоге погиб от неблагоприятных условий: вредителей, болезней, морозов, - вспоминает Валентина Блинова. - За годы работы в поисках этого сорта мы с коллегами объехали всю область: были в Юрьев-Польском, Суздальском, Гороховецком, Собинском и Вязниковском районах — там, где вишневые сады еще сохранились, лазили по заброшенным садам во Владимире, искали сорт в районе бывшего сада главы города купца Никитина напротив гостиницы «Владимир». Все — впустую! А в итоге удача повернулась к нам лицом спустя 30 лет после потери.

Долгожданная находка

В сентябре 2013 года, когда во Владимире праздновали день города, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов проводил рабочее совещание в Суздале. По окончанию мероприятия, по приглашению Светланы Орловой он приехал на торжества в центр Владимира. Гуляя с горожанами по главной владимирской улице, губернатор рассказала ему о еще одной достопримечательности города и уже через полчаса первый заместитель председателя правительства России приехал в «Патриарший сад».

- Игорь Иванович так искренне восхищался нашим садом, что мы «осмелели» и рассказали ему про наши чаянья вновь обрести утраченный сорт владимирской вишни, - продолжает рассказ Валентина Блинова. – И он нам действительно помог.

Игорь Шувалов тогда вскользь поинтересовался, как можно вернуть утраченный сорт. Кто знал, что он уже тогда все продумал. Уже через неделю сотрудники Шувалова связали «Патриарший сад» со Всероссийским институтом растениеводства им. Н.И. Вавилова РАН. Выяснилось: в этом институте наша вишня есть, но тоже одно единственное дерево — чудом сохранившееся.

- Все транспортные и командировочные расходы Игорь Иванович взял на себя, и в декабре 2013 года я отправилась в Санкт-Петербург: привезла целую кипу полезных методичек по изучению плодовых культур, а главное — вот этот, бесценный для нас пакет, - бережно похлопывает продолговатый сверток Валентина Блинова.

В нем методист «Патриаршего сада» доставила на историческую родину черенки Васильевской вишни. Несколько аккуратно срезанных веточек запечатаны воском и обернуты в целлофан.

Уже в этом году весной их привьют на Госсортиспытательном участке в поселке Садовый Суздальского района. Доверят эту великую миссию заведующему участком Петру Ягунову — опытнейшему садоводу. Год-два долгожданная вишня будет расти там в питомнике. Затем саженцы Васильевской вишни перевезут в «Патриарший сад» и будут ждать, когда деревца зацветут. Произойдет это ни много ни мало — через 8 лет. И только потом все желающие смогут попробовать плоды.

- Кому-то покажется — долго, но, поверьте мне, это ожидание того стоит, - безаппеляционно заявляет Валентина Блинова. А мы и не спорим. Ради волшебного вкуса исконно владимирской вишни — подождем!