Премия Рунета-2020
Владимир
+5°
Boom metrics
Общество11 ноября 2013 22:00

Владимирские тяжеловозы могут исчезнуть

Самый крупный конезавод, где выводили породу, фактически перестал существовать.

В этом году племенной завод в Гаврилово-Посаде Ивановской области, на котором больше 50 лет жили уникальные лошади, выкупил у Росимущества частник по довольно скромной цене — 11 миллионов рублей (первоначальная цена аукциона — аж 40 миллионов). Компании «Риат» достались не только 170 лошадей — кобылицы, жеребцы и шлейф (жеребята), но и конюшни с землей (больше 1500 га земли). И если землю и конюшни можно как-то использовать, то лошади, по признанию нового владельца — генерального директора ОАО «Риат» Владимира Власова, чемодан без ручки. Их решено распродать, оставив из поголовья лишь небольшую часть.

- Мы оставим 30 кобылиц в самом соку и трех жеребцов — именно столько нужно для сохранения статуса конезавода, - объяснил Владимир Власов. - Увеличивать поголовье в дальнейшем пока не планируем. А за счет чего увеличивать? Нужен доход, а его нет. Как нет и смысла держать 70 лошадей, ведь это еще больше убытка, чем с 30.

Вот и разъезжаются знаменитые лошадки по разным областям нашей большой страны — то в Амурскую, то в Челябинскую, то в Омскую. Что фактически означает потерю породы. Ведь основное поголовье находилось именно в Ивановской области. «Монастырское подворье» в Юрьев-Польском районе, хоть и занимается разведением этих лошадей, но кобылиц там мало, а значит, по законам популяции, порода просто не сможет воспроизводиться. А на владимирской госконюшне вообще в основном жеребцы-производители. Кому они будут нужны, если кобылиц распродадут?

На тяжеловозе - верхом?

Ситуация складывается двоякая — с одной стороны всем понятно, что эти лошади — достояние России, и сегодня мы можем потерять уникальную породу, которую выводили десятилетиями. С другой стороны, прибыли они никакой не приносят, поля на них давно не пашут — даже самую мощную лошадь способен заменить самый маленький тракторишко. И остаются эти красивые лошади как дорогие сердцу, но бесполезные сувениры.

Однако при желании всему можно найти применение.

- Сегодня эта порода пользуется спросом потому, что становится хобби-классом, то есть на ней можно не только ездить в санях и телеге, но и верхом, - рассказал Илья Симаков, директор ГЗК «Владимирская». - Это доказывает и тот факт, что в этом году в соревнованиях ЦФО на жеребце владимирской породы мы заняли 3 место по выездке. На владимирских тяжеловозов среди обеспеченных людей большой спрос: лошадей покупают для езды верхом.

Конюшня превратится в гостиницу?

Конечно, есть мысли по поводу того, как можно использовать породу, и у нового хозяина. Владимирские тяжеловозы - отличная приманка для туристов. У компании «Риат» даже туристический проект уже имеется. Из бывших царских конюшен в форме каре с манежем в центре сделать крупный туристический комплекс с рестораном и гостиничными номерами. А в одной из его частей оставить немного лошадей, которые бы показывали представления, позировали и катали туристов. А что, Суздаль всего в 20 минутах езды. Раскрутить и без того раскрученный бренд, и туристы валом повалят глазеть на уникальную владимирскую породу. Вот только на реализацию проекта требуется около 400 миллионов рублей (подсчитайте сами, во сколько обойдется переделка конюшен в гостиницу), значит инвестора найти будет нелегко. Это делает судьбу тяжеловозов довольно призрачной даже в качестве сувениров.

Нецарские условия

Даже оставшиеся в Гаврилово-Посаде три десятка лошадей «породы не сделают». В конюшнях, построенных еще в 18 веке, не те условия.

- Здание находится в аварийном состоянии, - рассказал Александр Парфенов, генеральный директор ОАО племенной конный завод «Гаврилово-Посадcкий». - Ежедневно падают либо доски, либо балки, приходится чинить понемногу, но это латание дыр. Электропроводку нужно давно менять, водопровод полностью сгнил.

К 10 декабря лошадей переведут в новый строящийся неподалеку комплекс. Вот только находиться они будут не в денниках, а на беспривязном содержании. Специалисты говорят, что выведение в таких условиях невозможно.Что будет дальше — неизвестно.

- Порода «Владимирский тяжеловоз», которой еще нет и 70 лет, в настоящее время считается малочисленной, - подчеркнул Илья Симаков, директор ГЗК «Владимирская». - Восстановить это поголовье в средней полосе после распродажи лошадей с Гаврилово-Посадского конезавода нам будет очень тяжело.