Премия Рунета-2020
Владимир
+5°
Boom metrics
Интересное6 сентября 2011 13:36

«Цены на бензин должны упасть»

Гостем программы «Тема дня» накануне Дня нефтяника стал директор ООО «Ростех», президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вешняков

- Рустам Сулейманович, 4 сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности. Но повод для встречи у нас нерадостный. С начала года топливо в стране подорожало где-то на 12%. Специалисты говорят, что до конца года топливо подорожает на 20%. Почему?

- В этом году вступил в силу новый технический регламент, который разрешает реализацию топлива внутри страны по классу не ниже Евро-3. Но, не все заводы, не все нефтяные компании перевели свои заводы на выпуск такого топлива. Например, «Роснефть» не перевела, самарская группа заводов, «Газпромнефть» не перевела «Салаватнефтьоргсинтез», «Газпром» не перевел, Астраханский завод и т.д. Поэтому в стране образовалась острая нехватка 92 и 95 бензина. Подскочили цены. Компании, которые производят топливо 3 класса, отправляют его на свои заправки, а нам приходиться довольствоваться бензином через третьи руки.

- То есть, год назад на заправках Владимирской области у «Лукойла» бензин был дороже всех, а этом году «Лукойл» стал дешевле всех из-за этого?

- «Лукойл» производит бензин третьего, даже четвертого класса. А государственные нефтяные компании только 2-го. Поэтому нефтяные компании «Лукойл», «ТНК» на свои заправки отпускают дешевое топливо. Мы же покупаем бензин через третьи руки и его цена на 2 – 3 рубля дороже.

- Да почему у нас вообще такой дорогой бензин? У нефтедобывающей-то страны!

- В стране бюджет наполняется на 60 – 70% за счет налогов на энергоносители. Больше в нашей стране налог взять неоткуда. А это зарплата учителям, врачам, военным и т.д. В нашей стране бензин не считается товаром первой необходимости, это не хлеб, поэтому вдобавок облагается акцизом. Кстати, тоже самое и в Европе. Там очень большой акциз, поэтому хорошие дороги.

- В Венесуэле бензин стоит 3 – 4 цента за литр. Почему там такие низкие цены?

- А в Норвегии, нефтедобывающей стране, бензин в 2 раза дороже, чем у нас. Венесуэла страна маленькая - добывают и все деньги делят тут же. У нас очень большая страна, надо защищать ее границы, надо везде ее обустраивать. Хотя я не сторонник повышения цен. Нам, операторам топливного рынка, чем дешевле, тем лучше, тем больше будут у нас покупать.

- Вы видите, как работают крупнейшие вертикальные интегрированные нефтяные компании. Часть из них частные, часть являются государственными. Какие компании эффективней? Где ниже себестоимость литра бензина?

- Конечно, в частных нефтяных компаниях себестоимость ниже. У частных компаний хватило денег переоборудовать заводы на Евро-4. А у государственных не хватает денег, они «все деньги проели». Как с советских времен был завод, так он и остался, они его не переоборудовали.

- Что сейчас происходит на нефтяном рынке хорошо видно по сообщению, которое поступило с Алтайского края. Порядка 500 частных АЗС выставлены на продажу. Происходит передел рынка?

- Получается, что так. По стране было, наверное, 16 тысяч заправок независимых операторов и 9 тысяч – «олигархов». 16 и 9 – это два к одному. То есть рынок был более-менее нормальный, но если бы не было монопольных вертикальных интегрированных компаний – тех, кто добывают, и перерабатывают, и торгуют. Сегодня же Бойко из Новосибирска продал свою сеть заправок. В Татарстане продают свои заправки. То есть, будет еще больше монополизации. Например, в Алтае возьмет и купит «Роснефть» или «Газпромнефть» и тогда даже договариваться будет не надо, если все свое.

- Как относится федеральная антимонопольная служба к тому, что сейчас происходит на топливном рынке?

- Все всё понимают. Никто ничего сделать не может. Вице-премьером по энергетическому комплексу является Игорь Сечин. И он же был председателем совета директоров компании «Роснефть», и он же не справился с переоборудованием компании «Роснефть». По указу Президента решили чиновников убрать из совета директоров, потому он ушел. Там он не справился, а вице-премьером работает. И, как видим, справляется, замечаний у него нет. А то, что топливный рынок у нас дестабилизировался, на это как бы никто внимания не обращает.

- Но сейчас какие-то меры правительством предпринимаются. Вот повысили пошлины на вывоз нефтепродуктов, возможно, разрешат вернуть на рынок топливо евро-2…

- Да, должно было выйти постановление правительства о переходе с 1 сентября на евро-2, и разрешение на оборот 80 и 92 бензина. Но, до сих пор пока постановление это не вышло.

С 5 или 6 сентября, по стране, официально по закону запрещен оборот 80 и 92 бензина. Его не должно быть на заправках. Он, конечно же, везде будет и 80 бензин останется. Все знают, что постановление должно быть подписано, без него не возможно. Страна остановится.

- Ваш прогноз по поводу изменения состава игроков на бензиновом рынке во Владимирской области. Кто-то собирается, как на Алтае продавать свои автозаправочные станции?

- Уже продаются. «Башнефть» полгода или год назад продал другой компании. Продалась еще одна компания, у них было 4 заправки. Продаются постепенно заправки в Кольчугино, в Александрове - просто не так явно. Как ни крути, мы все-таки окружены четырьмя нефтеперегонными заводами: Московским, Рязанским, Ярославским, Нижегородским. Мы все-таки живем не на Алтае. А то что дальше от Москвы, там действительно ситуация аховая. В ставропольском крае продается половина заправок.

- Что будет с ценами?

- Надеюсь, все-таки постановление правительства будет подписано, значит, войдет в оборот бензин который был запрещен. А значит, в стране должен появиться бензин. Где-то в октябре цены будут падать. От 50 копеек до 2 рублей цены могут упасть. При сегодняшней цене на нефть, цена на 92 бензин должна быть примерно 24-25 рублей.

- Практика показывает, что нефтяные компании очень неохотно снижают цены на бензин. Заметим ли мы это понижение?

- Это рынок. Почему- то законы физики, химии, математики никто не хочет отменять, влиять на них, как-то их корректировать. А вот законы рыночной экономики почему-то все хотят ручным управлением подправлять. Надо чтоб была справедливая цена и сделать нормальный рынок.

- Мы, как потребители тоже за справедливый рынок.