Премия Рунета-2020
Владимир
+14°
Boom metrics
Общество13 февраля 2008 8:26

Поэзия и футбол — две музы

Памяти Александра Ткаченко, писателя и бывшего игрока владимирского «Трактора»
Источник:kp.ru

В декабре прошлого года в возрасте 63 лет ушел из жизни известный писатель, футболист, вице-президент, генеральный директор российского ПЕН-клуба и бывший игрок владимирского «Трактора» Александр Ткаченко.

Читаю проникновенный некролог об Александре Петровиче в «Литературной газете»... И мне сразу вспомнился весенний день 69-го, когда руководитель литстудии Вячеслав Юденич представил нам молодого Сашу Ткаченко, заметив, что перспективный поэт играет за владимирский «Трактор».

О футболе писали многие: Владимир Маяковский, Лев Кассиль, Евгений Евтушенко, Эрнест Хемингуэй. Но среди профессиональных литераторов только двое - Михаил Луконин и Александр Ткаченко - с юности играли за команды мастеров.

Родом из Крыма, футболист Саша Ткаченко начинал в симферопольской «Таврии», потом выступал в столичных «Торпедо» и «Локомотиве», питерском «Зените». За «Трактор» он успел отыграть порядка сорока матчей, забил несколько голов. В счастливом футбольном возрасте 25 лет на предсезонных южных сборах получил тяжелую травму позвоночника. Полгода лечения в Центральном институте травматологии и ортопедии ни к чему не привели, наша команда лишилась ударного атакующего полузащитника, с футболом было покончено.

Уйдя из большого спорта на пике спортивной карьеры, Ткаченко не затерялся, подобно многим футболистам. К тому времени он уже печатается в «Новом мире», «Юности», «Огоньке», вскоре вступает в Союз писателей СССР, целиком переключаясь на литературу. Им издано около 15 поэтических сборников, в последнее десятилетие он становится серьезным прозаиком. Писательская результативность Ткаченко поражает: его стихи переводились более чем в 20 странах, он с успехом участвовал в международных фестивалях поэзии в Чикаго, Палермо, Амстердаме.

Долгое время он не писал о футболе, а как созрел для возврата в прошлое, в середине девяностых выходит откровенная и пронзительная книга «Футболь». Оказалось, что за кулисами этой великой игры, как в театре, есть свои актеры, режиссеры, исполнители главных и вторых ролей, а жанры - от триллера до драмы и трагедии.

Рассуждать о достоинствах книги Ткаченко бесполезно, ее надо прочесть. Начало своего периода жизни во Владимире Александр Ткаченко вспоминает так: «Тогда же в моей трудовой книжке появилась замечательная запись: «Зачислить игроком заводского комитета Владимирского тракторного завода». Вообще с этими записями в трудовых книжках был цирк, ибо официально у нас не было профессионального футбола. А когда я в Крыму выпустил первую книжку и был принят в Союз писателей СССР, то секретарь обкома, узнав об этом, презрительно сказал: «Эх, футболистом был, человеком был, а сейчас - поэт, черт знает что...».

Повесть футбольных откровений высоко оценили писатели Аркадий Арканов, Фазиль Искандер, Венедикт Ерофеев, Булат Окуджава. В последние годы Александр Петрович был членом редколлегии журнала «Новая юность», стал вице-президентом российского ПЕН-клуба, в 2000 году он - председатель оргкомитета Международного конгресса ПЕН-клуба в Москве, активно занимался правозащитной деятельностью. Ему довелось выступать в защиту поэтессы А. Витуховской, писателя В. Сорокина, офицера Г. Пасько, он же настаивал на скорейшем расследовании убийств Галины Старовойтовой и Анны Политковской. Буквально за неделю смерти, 28 ноября в Доме русского зарубежья с триумфом прошла презентация его последней книги - «Сон крымчака, или Оторванная земля».

Церемония прощания с Александром Ткаченко состоялась в Центральном Доме литераторов. Он был захоронен на писательском кладбище в Переделкино. Владимирские писатели, руководство футбольного клуба «Торпедо» планировали провести во Владимире творческие встречи с Александром Петровичем. Он часто вспоминал Владимир, его можно считать нашим земляком, одинаково близким как собратьям по перу, так и до сих пор помнящим Шурика (так в команде ласково называли Ткаченко) ветеранам и болельщикам «Торпедо».

Судьба распорядилась иначе, он ушел из жизни, как и из футбола, - рано, на взлете писательской карьеры. И хотя встречи не состоялись, надо полагать, что вечер, посвященный Александру Ткаченко, может стать достойной памятью писательской и спортивной общественности, администрации Владимира столь яркому незаурядному человеку.