Премия Рунета-2020
Владимир
+2°
Boom metrics
Звезды9 октября 2006 22:00

9 октября великому русскому артисту Евгению ЕВСТИГНЕЕВУ исполнилось бы 80 лет

«ОН ВОШЕЛ В СВОЮ СМЕРТЬ, КАК В РОЛЬ…» Актеров делят на две категории - умные и… все остальные. Евстигнеева молва относила к остальным. Парадокс: никто на сцене и на экране не мог сыграть интеллект, как он. Он мог держать паузу сколь угодно долго. Его умное молчание входило в его звездные минуты. Мастер перевоплощения: жулик, интеллигент, вор, глупый король и старый профессор - не маски, лица Евстигнеева были неисчерпаемы и незабываемы.
Источник:kp.ru

«ОН ВОШЕЛ В СВОЮ СМЕРТЬ, КАК В РОЛЬ…» Актеров делят на две категории - умные и… все остальные. Евстигнеева молва относила к остальным. Парадокс: никто на сцене и на экране не мог сыграть интеллект, как он. Он мог держать паузу сколь угодно долго. Его умное молчание входило в его звездные минуты. Мастер перевоплощения: жулик, интеллигент, вор, глупый король и старый профессор - не маски, лица Евстигнеева были неисчерпаемы и незабываемы. Будущий народный артист СССР появился в столице, уже отучившись в Нижегородском театральном училище, отыграв на владимирской сцене и сразу попав на второй курс школы-студии МХАТ, лысеющий, с длинным ногтем на мизинце, одетый в бостоновый костюм лилового цвета «на вырост», с жилеткой поверх бабочки, в летней трикотажной рубашке с короткими рукавами с величаво прикрепленным у воротника поверх молнии крепдешиновым галстуком-бабочкой. Портрет не мой - кисти Галины Волчек, сперва невесты, после жены. Создавался «Современник». Олег Ефремов, Галя Волчек, сверстники, единомышленники, романтики, бурлили новыми идеями. Евстигнеев, старше на семь лет, легко вписался в молодую компанию. «…Я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность» - признание и объяснение Галины Волчек. Он стал любимым актером Олега Ефремова, ставившего спектакли с ним, ставившего на него. Тем горше ему будет услышать небрежный совет Ефремова двадцать лет спустя: если трудно, уходи на пенсию, у нас ведь производство. Это случится после второго инфаркта Евстигнеева: он уже работает во МХАТе, который возглавляет Ефремов. Обида наносит свежую рану уже раненому сердцу. Он уйдет на пенсию, доигрывая старые спектакли. Жить ему останется четыре года. Вместившееся в эти двадцать с лишним лет - огромно. Главные роли в «Современнике» и в «Художественном», чеховские, володинские, шварцевские, розовские; яркие эпизоды в фильмах, среди них - «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Можно было бы сказать, что Евстигнеев проснулся знаменитым, сыграв начальника пионерлагеря, если б он уже не был знаменит. Эзопов язык сатиры удавался актеру блестяще. Окрашенное уникальной иронией и юмором дарование Евстигнеева таило в себе глубины необычайного лиризма. 134 миллиона людей, посетивших кинотеатры, смеялись и плакали. Но не только начальник пионерлагеря - все его персонажи перед глазами, все живут и, кажется, будут жить вечно. Вечной жизни нет для человека. Он вложился и выложился в работе над множеством художественных образов, и они останутся - а он уйдет. Измученное сердце требовало операции, артиста ждал Лондон, где ее должны были сделать на заранее собранные деньги. Март 1992 года. Утром Ира Цивина, последняя жена Евстигнеева, отвезла его в клинику, там предстояла коронарография, маленькая предварительная операция, а основная - на следующее утро. В Англии принято все рассказывать пациенту, включая возможные последствия. Английский врач из клиники рассказывал, а наш врач из посольства переводил. Английский нарисовал сердце и пояснил: видите четыре сосуда, три не работают, четвертый забит на 90 процентов. Кажется, какая-то ошибка произошла при переводе, и по-русски это прозвучало: вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет. И Евстигнеев умер. Об этом много раз писали и рассказывали, но всякий раз вспоминать это больно. Его отвезли в реанимацию. Потом вышли и сказали, что операция прошла отлично, но нужна пересадка сердца. «Так сделайте ее!» - закричала Ирина. В ответ услышала, что это обговаривается заранее, а поскольку обговорено не было, он отключен от аппаратов. И она осталась вдовой. Она тоже была актриса, моложе мужа на 40 лет, и она его любила. Его убило, по ее словам, «гениальное воображение. Так же, как он мог представить себе любую страну, выйдя на полчаса на улицу, так же он представил себе свою смерть... Он вошел в нее, как в очередную роль...» Лучшие кинороли Евстигнеева: - «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»; - «Берегись автомобиля»; - «Золотой теленок»; - «Зигзаг удачи»; - «Старики-разбойники»; - «Семнадцать мгновений весны»; - «Место встречи изменить нельзя»; - «Зимний вечер в Гаграх»; - «Собачье сердце». "Женя оставил первую любовь в Нижнем" Владимирские актеры тепло вспоминают Евгения Александровича Евгений Евстигнеев приехал работать во Владимирский драматический театр в 1951 году. Тогда ему было 26 лет. Молодой, никому еще неизвестный, высокий и худой как жердь, Евгений Евстигнеев проработал во Владимире три года, затем его пригласили во МХАТ. - Мы жили с Женей через стенку, - вспоминает актриса владимирского драматического театра Галина Макарова, - точнее в одной комнате мы с мужем, а через фанерную перегородку жил Женя с другом-актером. Тогда все актеры жили в одном общежитии. Условия в актерском общежитии были ужасные - сырость, крысы. Евстигнеев сушил свои пиджаки ночью над плиткой - вещи не успевали высыхать. Все постоянно болели. - У Жени в комнате была спартанская обстановка, - говорит Галина Степановна, - одно окно, две железные кровати, и шкаф. Даже занавесок не было. Но он не жаловался. Это вообще был настолько тонкий и культурный человек, что его даже все критики любили. Очень серьезный, он всегда тянулся к характерным ролям. У него была привычка повторять перед сном свою роль. Если листок вдруг падал на пол, Женя садился на него - чтобы не провалить роль - старая актерская примета. Зарплата у молодого актера была не ахти, а он еще умудрялся отправлять деньги маме в Нижний Новгород. Зато поклонниц у него было море! Девушки специально приходили "на Евстигнеева", говорили, что Женя - настоящий мужчина. Однако, по словам коллег, он ни на кого внимания не обращал, говорят, в Нижнем Новгороде у него осталась первая неудачная любовь, с которой не сложилось. Она тоже была актрисой. После того как он уехал в Москву, Евгений Александрович иногда приезжал во Владимир - сыграть в спектакле. - Вся публика смотрела только на него, - рассказывает актер владимирского театра Анатолий Ерин, - а он смотрел на зрителей. Поэтому, в первый день показа спектакль для нас, актеров, не удался - не было контакта с Евстигнеевым. Как будто он сам по себе, и мы сами по себе. Но он заметил наш дискомфорт, сократил свою сцену, стал больше обращаться к нам. Контакт пошел...После этого, мы, конечно, думали, что Евгений Александрович поставит нам "бутылочку", мы с ним посидим, поговорим, но он поблагодарил всех, попрощался и уехал. Я запомнил его замкнутым человеком, никого не подпускающим к себе. Это была не "звездная болезнь", просто, вот такой он строгий был человек в плане общения. Раскрепощался только среди "своих". Необыкновенно талантливый и тонкий, жаль, что он ушел так рано...