Самую долгожданную и вымученную станцию метро “Адмиралтейская” готовят к открытию. Двадцать первого декабря ее принимает Гостехнадзор. Двадцать седьмого после полудня дебютирует для пассажиров.
Казалось бы, пора и лоск наводить. Но вестибюле висит строительная пыль. Рабочие пилят, сверлят, прибивают. В потолке зияет дыра. На кассовых стеклопакетах по периметру красуется защитная пленка с надписью “окна для сурового климата”. Вместо десятка входных турникетов - выемки в полу. Ряды светильников наклонного хода стоят раздето, без плафонов.
- Успеем с отделкой, - говорят метростроевцы. Им не впервой. Недавно открытый "Обводный канал" тоже доделывали в последний момент.
В 1994 году к “Адмиралтейской” приступили снизу. К 1997-му сдали платформу и тоннели. Поезда ездили мимо призрачной станции. К 2005 году определились с наземным вестибюлем. Расселили и снесли дом в Кирпичном переулке. Это в нескольких кварталах от платформы. Вниз замысловато, длиной в двести тридцать два метра, ведут два эскалатора и коридор между ними.
- Двухступенчатая система - это техническая необходимость, - пояснил главный инженер “Метростроя” Алексей Старков. - Эскалаторов на такую глубину просто нет, а поднимать станции почва не позволяет. Мы строим в кембрии, над нами три метра плотной породы. А выше - слабые грунты.
Внутри “Адмиралтейской” господствует военно-морская тематика. Пассажиров встречает мозаичное панно с Петром Первым. На полу - Роза ветров, в простенках между колоннами - галерея славы. С круглых барельефов смотрят легендарные первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен, современник Петра Первого генерал-адмирал Федор Апраксин, причисленный к лику Святых покровитель флота Федор Ушаков, герой Синопского сражения адмирал Павел Нахимов, создатель русской семафорной азбуки вице-адмирал Степан Макаров, последний морской министр Российской империи Иван Григорович.
Конечную стоимость семнадцатилетнего строительства станции в “Петербургском метрополитене” не раскрывают.
- Это служебная информация, - подчеркнул главный инженер предприятия Дмитрий Кунец. - По объему вложений “Адмиралтейская” соизмерима с недавно построенными. Инвестор взял на себя наземный вестибюль и сократил наши затраты.
Эксперты не исключают, что “Адмиралтейская” - далеко не последний долгострой. Сроки исполнения концепции развития метрополитена до 2020 года не соблюдают.
- При разработке плана места вестибюлей четко не определили, землю продали или сдали в аренду, - говорит Алексей Старков. - Вот мы сдаем “Адмиралтейскую”, в следующем году - “Бухарестскую” и “Международную”, потом “Спасскую” и “Спортивную-2”. И все, больше нет проектов, которые прошли экспертизу и готовы к реализации. Застрянут Театральная, Фрунзенский радиус, Красносельско-Калининская линия, (шестая ветка. - Ред.) по которой из двадцати трех площадок только шесть свободны. По проектам мы отстаем от графика лет на десять.
- То есть концепция-2020 перерастает в 2030?
- Ну это как фантазия позволит и обстоятельства. Надеемся на помощь города.
СПРАВКА "КП"
Станция метро “Адмиралтейская” - десятая на “фиолетовой” ветке (Линия № 5) и самая глубокая в России. Ее заложили на глубине 83, 6 метров. Большой эскалатор опускает на 68,4 метра, малый - на 15,2. Их общая длина больше 120 метров. Коридор между эскалаторами длиной 112 метров поворачивает почти на сто восемьдесят градусов.
Эскизный проект 160-метровой платформы утвердили в 1997 году. В 2006-м слегка подкорректировали. При отделке использовали мрамор, гранит, алюминий.
“Адмиралтейская” - ближайшая станция к Исаакиевской площади, Медному всаднику, Дворцовой площади и Адмиралтейству.
КСТАТИ
Второй выход станции “Спортивная” сдадут в конце 2014 года. Остались половина 600-метрового тоннеля под Невой, наклонный ход и подземный вестибюль, который построят правее съезда с Тучкова моста.