Премия Рунета-2020
Владимир
+2°
Boom metrics
Общество6 марта 2018 22:00

На сцене владимирского театра кукол - четыре Матрены, коза и кот

Спектакль по рассказу Александра Солженицына «Матренин Двор» вышел технически сложным, необычным по звуку и пронизанным добротой
.

.

Фото: Ольга МАКАРОВА

Постановка с цензом «16+», пожалуй, одна из самых интересных и сложных для Владимирского областного театра кукол. Премьера спектакля состоялась 2 марта. В зале был аншлаг.

В звенящей тишине

Мало кто знает, что подготовка и создание спектакля вызвало немало опасений и сложностей.

- Когда мне сообщили, что я буду ставить в детском кукольном театра спектакль по «Матрениному двору», я поняла, что не очень понимаю, как можно сделать постановку с участием кукол, и для детей. Все-таки Солженицын не простой, многие говорят, что читать его очень тяжело. А тут — его будут смотреть дети, - рассказала режиссер-постановщик Марина Протасова. - И сроки его создания были очень сжатые — всего 2 месяца. Я стала искать художника-постановщика в крупных городах, писала «золотомасочникам», но все отказались из-за срока и сложности реализации, пусть даже у них был огромный опыт за плечами. Но один из них посоветовал мне написать Марине Крутовой из Большого драматического театра Санкт-Петербурга. Я написала, она сначала тоже отказывалась, объясняя, что рассказ не детский и «темный». Но позже сообщила, что перечитала рассказа и увидела в нем свет и доброту.

В какой-то момент было принято решение, что на сцене будут штоковые куклы, а актеры, что будут ими управлять станут железнодорожниками, которые после аварии на дороге, которой заканчивается рассказ, разбирают завалы. Именно из них они будут буквально вытаскивать историю Матрены Захаровой. И в самом начале рассказа Александра Солженицына как раз есть строки про то, что поезда притормаживают около деревни Тальново, где происходят события, а почему — знает только автор да машинисты.

Создатели решили рассказать не просто историю Матрены на фоне истории страны, а сделали акцент именно на личности главной героини рассказа — доброй, искренне любящей женщине, которая была настоящей душой деревни. История страны была воссоздана в спектакле фактически только при помощи радио — именно оно сообщало о том, что пришла война и транслировало новости с фронта.

К слову, все, что звучало на сцене — голоса актеров, которые пели специально написанные песни на народный манер. Записанная заранее песня прозвучала только один раз - в финале. А так все события спектакля проходили буквально в звенящей тишине. Актеры же работали без микрофонов. Все это подчеркивало, что главное в спектакле — не жизнь страны (даже звук радио звучал в дальних колонках сцены, как будто издалека), а жизнь и личность Матрены и других героев рассказа.

.

.

Фото: Ольга МАКАРОВА

Не опуская занавес

За весь 40-минутный спектакль не было ни одного перерыва. Занавес не опустили ни разу. Все потому, что декорации менялись и создавались прямо на глазах у зрителей. Вот из ящика, что выпал во время железнодорожной аварии, «вырос» домик Матрены Захаровой, где вместе с ней обитают белая коза и кот; доски, которые положили железнодорожники еще на два ящика — дорога, по которой героиня ходит от двери до двери чиновников, прося оформить пенсию по потере кормильца. Каждый элемент, лежащий на сцене, трансформировался во что-то важное для спектакля.

В дальнейшем постановку планируют представить на театральных фестивалях. А пока после двух премьерных показов в репертуаре театра его нет, но возможно, «Матренин двор» еще появится.- Спектакль действительно технически сложный, - рассказала актриса, которая управляет куклой-Матреной и играет ее роль. - Например, кукол главной героини — четыре. У каждой из них своя конструкция и свои тонкости работы. Но для меня главный страх — не то, что я не справлюсь с управлением, а то, что я могу не ответить партнерам по сцене. Спектакль тяжелый в плане эмоций, и каждый раз в некоторые моменты приходится переключаться, чтобы не заплакать. А, если в такие моменты актер произнесет реплику, например, с другой интонацией, можно просто растеряться.