Премия Рунета-2020
Владимир
+7°
Boom metrics
Общество4 октября 2017 22:00

Владимирский учитель физики мечтает показать детям молнии Теслы, а историк дарит ластики-тролли за лучший ответ

5 октября в России празднуют День учителя
Павел Самойленко

Павел Самойленко

Фото: Евгения АЩАУЛОВА

Не секрет, что молодой учитель, да еще и мужского пола, преподающий в современной школе – скорее исключение, чем правило. Девчонки-старшеклассницы, обычно, смотрят на них во все глаза и вовсю стараются выучить даже самый сложный предмет, мальчишки на переменках норовят поговорить на равных о спорте и музыке, а педколлектив дружно радуется «прибавлению в рабочем семействе».

Но в последние годы во Владимире молодой учитель перестает быть редкостью. Возможно, дело в программе поддержки молодых специалистов, по которой выпускники сразу после вуза получают надбавки к школьной зарплате. И все-таки парни после института в школу идут нечасто.

Владимирской школе №2 повезло дважды. У них работают сразу два молодых преподавателя: физик Павел Самойленко и географ Михаил Меркулов. Оба – полны сил и энергии, амбициозны и, хотя про относительно невысокие зарплаты и колоссальную нагрузку знают уже не понаслышке, надеются добиться больших результатов в выбранной ими профессии.

«Девчонки строят мне глазки и… лучше учат предмет!»

Учитель физики Павел Самойленко и сам выпускник школы №2, в которую пришел работать, закончив пединститут ВлГУ и отслужив год в армии. На вопрос, почему выбрал именно физику, отвечает, что ему самому в школе повезло с учителем по этому довольно сложному предмету.

- Когда я прихожу на урок, я никогда не начинаю его сразу с формул и определений, а говорю, допустим: «Ребята, хотите узнать почему небо голубое? Или откуда берутся молнии? Почему звучат струны у гитары?». Конечно, такие пример детям куда интереснее, и они внимательно слушают. Поэтому я не против и мобильников на уроках. Если ученику интересно – он никогда не полезет в гаджет, - рассуждает Павел Самойленко. – Когда я, например, показываю опыты и вижу, что дети снимают их на телефон – никогда не бываю против. Потом они их даже выкладывают в соцсети и хвастаются, мол, смотрите, что нам Павел Андреевич показывал! Конечно, все продемонстрировать я не могу, нет такого оборудования, поэтому мечтаю о видеоэкране. Ведь одно дело рассказывать о молниях Теслы словами, а другое – показать их!

Павел Самойленко во время показа опыта по расширению металла.

Павел Самойленко во время показа опыта по расширению металла.

Фото: Евгения АЩАУЛОВА

Первые два года у молодых учителей действует повышающая надбавка, которая приравнивает их ставку к ставке учителя с высшей категорией. «Бонус» дается всем выпускникам, устроившимся на работу в школу в год окончания вуза. Потом – коэффициент пропадает и, если учитель сам не защитился на категорию, зарплата снижается.

- Я уходить из школы в ближайшие годы не планирую. Поэтому обязательно буду получать первую категорию, продолжу учебу в магистратуре. Знаю, что со своей специальностью запросто мог бы устроиться сисадмином в офис, но такая работа не для меня. Я люблю общение, а с детьми его – хоть отбавляй! Стараюсь общаться с учениками на равных, но без панибратства. Разговоры на отвлеченные темы, в основном, на перемене: спрашивают, чем я увлекаюсь, мое мнение про определенные вещи. Иногда приходится и разруливать конфликты между детьми. Стараюсь не поучать, а выслушать обе стороны и помочь им самим решить свои проблемы. Многие добавились ко мне в друзья в соцсетях. Я редко там выкладываю что-то личное, поэтому не против. Но все-таки считаю, что в свободное время учитель – это простой человек со своей жизнью!

Проходить физику начинают с 7 класса, а потому увлеченный своим делом 24-летний учитель не может не вызвать интереса у своих учениц.

- Конечно, я вижу, что некоторые девчонки строят мне глазки, - улыбается Павел. – Зато и предмет всегда учат лучше, хотят не ударить в грязь лицом. Вообще, это миф, что точные науки для мальчиков. Некоторые девочки гораздо лучше разбирают «от» и «до» самые сложные формулы, пытаясь докопаться до истины. А уж после того, как я рассказал им о великой женщине-физике Мари Кюри, интерес у них к предмету вырос еще больше. Кстати, стараюсь рассказывать детям не только о широко известных ученых, а и о современных исследователях, о новинках в этой науке, в общем, о том, чего нет в школьной программе.

Географ, глобус где?

Михаил Меркулов, учитель географии и студент 5 курса ВлГУ, о начале своей работы в школе рассказывает так:

«Завкафедрой сказала мне, что в школу №2 ищут учителя географии, и предложила попробовать себя в этой роли. Я согласился. Признаюсь, что иногда бывает сложно перестроиться с роли учителя на роль ученика и обратно. Тем не менее, пока я работой доволен, хотя и свободного времени у меня почти не осталось».

Михаил Меркулов

Михаил Меркулов

Фото: Евгения АЩАУЛОВА

Михаил преподает в средних и старших классах, говорит, что для молодого учителя – это идеальный вариант.

- Одинадцатиклассники – народ серьезный, у них все думы про ЕГЭ. Я сразу спросил ребят, кто из них планирует сдавать географию. Оказалось, что никто, и потому я, признаюсь, не очень перегружаю их своим предметом. Десятиклассники – те поживее. Задают много вопросов, интересуются, почему я выбрал именно географию. Отвечаю, что с детства было интересно изучать разные страны, однако, сам пока нигде не был. Если поеду, выберу Алтай или Камбоджу. Зато плавал на байдарках – мне понравилось.

А вот глобуса у географа Михаила пока нет. Зато есть та самая книга, в которой этот аксессуар был пропит.

- Я от учеников этой шутки, что «географ глобус пропил» ни разу не слышал. Думаю, дети просто не знают эту книгу. Мне, например, ее подарили одногруппники на четвертом курсе. Прочитал, понравилась. Однако, методы воспитания главного героя - учителя географии - не разделяю. Он их взял на «слабо», я считаю, детей сначала нужно было хорошо подготовить к походу.

После получения диплома перед Михаилом встанет выбор: поступать в магистратуру или пойти служить в армию. В более отдаленном будущем невысокие школьные зарплаты не совсем устраивают юношу: все-таки ему, как главному добытчику, предстоит кормить семью, а это на доход от учительства не так то просто. Но пока об этом думать, по мнению Михаила, рано. Для начала предстоит понять – та ли это вообще деятельность, о которой он мечтал.

- Я работал в детских лагерях, но, конечно, школа и лагерь – разные вещи. Пока мне сложно: нужно правильно подготовиться к урокам, чтобы дети поняли тему, все мысли только об этом. А еще очень сложно ставить двойки. Когда в первый раз сделал это - расстроился больше, чем ученик, - признается 21-летний учитель. – Но зато ученики поняли, что домашнюю работу нужно делать, и теперь всегда приносят выполненные задания на урок.

Михаил Меркулов

Михаил Меркулов

Фото: Евгения АЩАУЛОВА

«Дети – это лучшее, что есть в школе»

Еще один молодой учитель-мужчина, Михаил Ширкунов, преподает историю и обществознание во владимирской 28 школе. Это его первый учебный год в роли учителя.

- Работать в школу я пошел почти сразу после окончания университета. При этом, никто из одногруппников больше не пошел преподавать, и вряд ли кто-то ждал этого от меня. Какое-то время после получения диплома я проскучал в офисе, пока не раздался звонок: «Михаил Михайлович, у нас вакантно место учителя истории и обществознания. Не хотите попробовать?». И я рискнул!

О сделанном Михаил не жалеет, напротив, гордится своим выбором:

"Мои ровесники привыкли к работе в офисе или фрилансу, а тут ты становишься настоящим учителем с красной ручкой и классным журналом, заботами о проверке тетрадей и подготовкой к олимпиадам. Очень ответственно и интересно! Директор сказал сразу, что нагрузка будет бешеная, но мужчина справится. Сейчас я веду уроки у всей параллели среднего звена – сразу 10 классов. И все – абсолютно разные! Поэтому от классного руководства пока отказался, хотя мне и предлагали, ведь у меня пока нет большого опыта в работе с детьми".

По словам Михаила, самый частый вопрос детей к новому преподавателю: «Вы добрый?».

- Дети могут быть с молодым учителем как более насмешливыми, так и более откровенными, нежели с другими учителями, поэтому важно с самого начала соблюдать грань в отношениях с учениками, но при этом идти с ними на контакт. Ведь кто их поймет лучше, чем учитель, который недавно сам был в их возрасте, - рассуждает молодой человек.

Начинающий учитель уже убедился, что к каждому из учеников нужен индивидуальный подход. Кто-то отвечает коротко и не отходит от темы урока, кто-то совсем не интересуется предметом, зато ему интересно все вокруг. Кого-то жизненно необходимо заинтересовать хоть чем-то, например, преподаваемым предметом. Да и дисциплина на уроке на 99,9 процентов зависит от учителя, точнее, от того, как он ведет свой урок.

- Когда кто-то шумит, но учитель рассказывает живо и интересно, другие дети сами просят хулиганов сидеть тихо и не мешать. Да и к контексте урока всегда можно найти массу общих разговорных с детьми. Превращать работу учителя в рутину – категорически нельзя. Ведь на скучных лекциях, хоть раз в жизни, спали все, - говорит Михаил Ширкунов. – Я стараюсь ко всему подходить креативно. Например, один раз по акции мне в магазине дали в подарок кучу ластиков в виде героев мультфильма «Тролли». Я принес их в школу, и потом раздавал детям в конце урока в качестве подарка за лучший ответ. В итоге, даже двоечники включились в работу и исправили свои оценки.

Однако, темп и ритм школы выдерживают далеко не все. Например, сейчас Михаил работает на месте молодой учительницы, которая ушла из школы сразу же, как истекли два года действия повышающего коэффициента. Свою экс-коллегу Михаил не осуждает. Шутит, что уже понял, почему в школе говорят: на одну ставку жить не на что, а на две – некогда.

- В отличие от многих других профессий, где можно, встав с рабочего места, сразу перестроиться на личные дела, со школой такое не пройдет, - рассуждает Михаил. - Постоянно думаешь о детях: что ты им недодал во время урока, или о том, что они сами тебе рассказали. Кстати, сами дети почему-то верят, что учителя уходят из школы именно из-за них, хотя лично мне кажется, что они – самое хорошее и интересное, что есть в профессии учителя!

КОНКРЕТНО

По данным регионального центра прогнозирования и содействия устройству выпускников, из 280 бакалавров, закончивших пединститут ВлГУ в 2016 году, в школу устроились 127 человек, или 48 процентов вчерашних студентов. Такая тенденция наблюдалась и в прошлые годы – в первый год трудоустраивались по специальности от 40 до 50 процентов выпускников владимирского педа.