Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество28 сентября 2019 11:45

«Он до последнего сопротивлялся болезни»: вдова Караченцова поделилась воспоминаниями о Марке Захарове

Когда худрук Ленкома не пришел на открытие сезона, для всей труппы это стало страшным потрясением [эксклюзив kp.ru]
О режиссере Марке Захарове вспоминает актриса Ленкома Людмила Поргина.

О режиссере Марке Захарове вспоминает актриса Ленкома Людмила Поргина.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Уход из жизни народного артиста СССР Марка Захарова для театра Ленком стал большой утратой. Здесь Марк Анатольевич служил главным режиссером с 1973 года и для всех артистов был не просто руководителем, а практически родным отцом.

- Он был для нас учителем, он столько всего нам подарил, - рассказала kp.ru актриса Ленкома Людмила Поргина, Заслуженная артистка России и вдова Народного артиста РСФСР Николая Караченцова. - Я пришла в театр сразу после Марка Анатольевича – шла специально к нему. Я там нашла Колю… Марк Анатольевич строил театр совершенно по-новому, заставлял нас мыслить и чувствовать, быть соавторами спектаклей. Из обычной труппы благодаря ему мы все стали друзьями – пели, плясали, устраивали капустники. Мы так хорошо зажили, что стали первым театром Москвы! На спектаклях зрители рыдали вместе с нами, это было такое счастье. У нас ломились двери, стояла конная милиция, у нас воровали фотографии актеров. Поклонники раскачивали артистов на руках, подбрасывали, целовали руки – Коле, Олегу, Инне (Караченцову, Янковскому, Чуриковой – Ред.)…

Театр для Захарова был вторым домом. Когда худрук Ленкома не пришел на открытие сезона, для всей труппы это стало страшным потрясением

Театр для Захарова был вторым домом. Когда худрук Ленкома не пришел на открытие сезона, для всей труппы это стало страшным потрясением

Фото: Агентство городских новостей МОСКВА

У нас была эпоха открытий, которая уже не повторится, понимаете. Ушла эта эпоха вместе с Марком Захаровым. Без Марка Анатольевича не стало Ленкома. Я плачу, потому что я ему очень благодарна.

- Говорят, Марк Анатольевич до последнего рвался работать.

- Да, он всячески сопротивлялся своей болезни. С палочкой шел, находил пьесу, репетировал, требовал… Знаете, он ведь держал театр в жестких рукавицах: сам служил – и заставлял служить нас.

- То есть он был строгим режиссером?

- Конечно, требовательным, очень требовательным. Не только к актерам, но и гримерам. Ну как сказать… Этот человек держал все в своих руках. Никогда не забуду: в самые страшные моменты у него одна бровь поднималась выше другой, и все становилось понятно – сейчас будут такие замечания, после которых многие будут вытирать сопли. А мне однажды он сказал: «Знаете, что, Людмила Андреевна. У нас есть суперстар Коля Караченцов. И хотя вы его супруга, для театра вы только артистка. И если он опаздывает – он может, он суперзвезда. А вы извольте – чтоб были за полчаса до репетиции. Понятно?». Я тогда ответила: «Понятно, спасибо вам большое». Его замечания формировали нас, заставляли нас пересиливать в себе недостойные качества.

- Людмила Андреевна, можете вспомнить, когда вы последний раз с ним общались?

- В прошлом сезоне, он приходил с палочкой. Я смотрела ему вслед и повторяла: «Господи, дай ему здоровья». Все равно была надежда, что он будет с нами. Но видимо, две его последние госпитализации с воспалением легких - это последствия тяжелой болезни, которая разрушала его организм. И когда он не пришел к нам на открытие сезона, это было очень страшно. Но мы старались улыбаться, шутить, всей труппой пошли пить кофе. Но все чувствовали, что нашего отца, нашего руководителя с нами нет. Это было очень неприятно, но мы до последнего надеялись, что сейчас пройдет сентябрь и он появится, поставит свой новый спектакль.

- В театре не обсуждали, кто мог бы стать новым худруком?

- Нет-нет, что вы! Даже никто не думал об этом. Да и кто может с ним сравниться? Это должен быть очень талантливый человек, со своим взглядом на мир.

- В театре еще не объявляли, когда пройдет прощание?

- Наверное, в понедельник – на третий день… Пока никто не знает. Саше (дочери Марка Захарова – актрисе Александре Марковне. – Ред.) я не звонила, боюсь ее беспокоить. Ведь когда у меня Коля умер, я тоже не могла подходить к телефону. Я бы просто сошла с ума. Поэтому я позвонила директору и сказала – я со всем театром, мы все вместе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 мудростей от патриарха «Ленкома» Марка Захарова: «В нас сидит радостная ширь, азарт, веселое движение неизвестно куда»

Избранные цитаты мастера — в подборке «КП» (подробности)

Причина смерти Марка Захарова: режиссера убило повторное воспаление легких

Причину смерти Марка Захарова назвал директор театра "Ленком" (подробности)