Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество19 ноября 2018 8:05

Особенности проведения независимой оценки качества высшего образования в Российской Федерации в 2018 году

В 2018 году участие в мероприятиях по независимой оценке приняло более 15 000 студентов из около 300 вузов в 70 субъектах РФ
Источник:kp.ru

Проведение независимой оценки качества высшего образования в 2018 году основывалось на опыте реализации эксперимента по независимой оценке в 2015 – 2017 годах. Полученные результаты 2015-2017 годов позволили сделать вывод о необходимости продолжения мероприятий по независимой оценке знаний студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, в рамках проведения их промежуточной аттестации, как перспективного направления в области оценки качества образования, стимулирующего повышать качество преподавательской деятельности, качество деятельности студента в процессе освоения как отдельных дисциплин, так и образовательных программ в целом. Поэтому в 2018 году в пятый раз была проведена независимая оценка качества высшего образования.

На основе анализа проведенных в 2015 – 2017 годах мероприятий была усовершенствована модель независимой оценки качества высшего образования, за счет чего появился ряд значительных и перспективных особенностей, впрямую предопределяющих дальнейшее развитие системы независимой оценки качества высшего образования:

С учетом опыта предшествовавших этапов в модель вошли дополнительные критерии обобщения результатов:

– качество проработки фондов оценочных средств, используемых для оценивания студентов в рамках промежуточной аттестации;

– уровень открытости образовательной деятельности в вузе;

– готовность студентов к независимому аудиту знаний студентов;

– готовность преподавателей к независимому аудиту качества преподавания.

К дисциплинам, по которым проводилась оценка качества в предыдущие годы, добавилось еще 50 дисциплин по 10 направлениям подготовки, к которым относятся: Градостроительство, Информатика и вычислительная техника, Биотехнология, Технология продукции и организация общественного питания, Агрономия, Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Социальная работа, Международные отношения, Психолого-педагогическое образование, Народная художественная культура. По данным дисциплинам были разработаны эталонные Фонды оценочных средств, позволяющие повысить степень объективности оценки, так как в их создании принимали участие ведущие ВУЗы и Федеральные учебно-методические объединения.

Значительно увеличился охват студентов и вузов. В 2018 году участие в мероприятиях по независимой оценке приняло более 15 000 студентов из около 300 образовательных организаций высшего образования и их филиалов из более, чем 70 субъектов Российской Федерации.

Продолжилось совершенствование технологий проведения оценки. Анкетирование преподавателей заменено на выборочное самотестирование в компьютерной форме на специальном ресурсе. Такая мера повысила объективность оценки знаний и уровня профессиональных компетенций педагогических работников по преподаваемой ими предметной области.

Была реализована возможность проведения мероприятий по независимой оценке качества высшего образования не только в традиционной, но и в компьютерной форме (в онлайн-режиме с использованием специального ресурса, на котором размещались формы тестирования обучающихся по дисциплинам).

В 2018 году расширился перечень участников - общественных наблюдателей: это отдельные студенты и студенческие союзы, общественные организации. Повысилась и степень организации мероприятия. Строго соблюдались порядки и сроки, а объективность повысилась за счет привлечения педагогических работников соответствующего профиля, не состоящих в трудовых отношениях с организациями, в которых проводится НОКВО (независимых экспертов), представителей экспертных организаций, а также представителей работодателей.

Повышению объективности независимой оценки способствовали он-лайн трансляции в режиме реального времени всех мероприятий по оценке знаний обучающихся, проводимых в образовательных организациях высшего образования.

Таким образом, в 2018 году в области независимой оценки качества высшего образования был сделан значительный шаг вперед, как с количественной, так и структурной, системной точки зрения. При этом есть еще значительные возможности для развития, как с позиции совершенствования самой процедуры оценки, так и с точки зрения использования на всех уровнях ее результатов.