Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика13 ноября 2018 11:25

Продавать бензин в России стало выгоднее, чем отправлять его на экспорт

За границей это топливо подешевело
Обрушение цен на международном рынке связано с избытком бензина в Европе.

Обрушение цен на международном рынке связано с избытком бензина в Европе.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Не далее, как в понедельник 12 ноября после долгих переговоров правительство РФ и крупнейшие нефтяные компании подписали соглашение о заморозке цен на бензиновое и дизельное топливо — до конца года они должны оставаться на уровне июньских показателей. А в дальнейшем - расти не быстрее инфляции.

И в эти же дни эксперты обратили внимание, что в Европе цены на бензин упали — сами по себе, без всяких соглашений. Примерно на 2,5–3,5 руб. в пересчете на литр. Падение продолжалось со 2 по 12 ноября. А ведь еще весной и в начале осени за границей бензин стоил дороже — разница доходила до 7 рублей за литр.

Обрушение цен связано с избытком бензина в Европе. Дизельное топливо там очень востребовано — оно дешевле бензина. Но в процессе переработки нефти для получения дизтоплива хочешь-не хочешь получается еще и бензин, таковы законы крекинга. В итоге произвели его больше, чем требуется. Либо сжигать его для сохранения высокой цены, либо снижать цену. Выбрали второе.

Однако говорить о каких-то практических результатах от этой разницы цен — у нас и у них - не приходится.

- Не следует ожидать, что к нам сейчас пойдет дешевый бензин из Европы, - так прокомментировал ситуацию для «Комсомолки» Олег Ашихмин, первый вице-президент Российского топливного союза. - Затраты на доставку перекроют разницу в цене. Ситуации, когда на Западе бензин был дешевле, чем у нас, происходили и ранее. Помню, одна компания пыталась возить его из Финляндии, но потом прекратили — невыгодно оказалось.

Не стоит и особо завидовать нашим продавцам бензина: вот, дескать, повезло, открылся выгодный внутренний рынок, а то бы гнали товар по дешевке на Запад.

- Из-за высоких экологических требований наш бензин в Европе практически не покупают, - продолжает Ашихмин. - Мы экспортируем очень малую часть, примерно 10%, так что это не окажет влияния на рынок, останется этот бензин в России или будет продолжать поступать на экспорт.

И наконец, самый волнующий автомобилистов вопрос: может ли снижение бензиновых цен на Западе вызвать такой же процесс и в нашей стране? И не поторопились ли власти с этим соглашением — вот, зафиксировали цены на высоком уровне, а ведь они могли бы и упасть, как в Европе.

- Ничто не запрещает нашим продавцам топлива снизить цены, - объясняет Ашихмин. - Хотя надо сказать, что текст соглашения немного двойственный. С одной стороны, там есть слово «зафиксировать», но с другой, сказано: «не выше» июньских цен. То есть, получается, что разрешается и ниже.

Только вряд ли нефтяные компании воспользуются такой возможностью: цены на бензин существуют по принципу храповика. Есть такой механизм: в одну сторону крутится, в другую — нет.