Российские нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации цен на топливо
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА
Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак сообщил, что все российские нефтяные компании подписали соглашение по стабилизации цен на топливо. Напомним, министерство энергетики, федеральная антимонопольная служба и нефтяные компании согласовали меры, призванные остановить рост цен на бензин. Они условились заморозить стоимость топлива на уровне конца мая — начала июня 2018. Впоследствии ценник будет разрешено поднять только на уровне инфляции. Такой механизм проработает до 31 марта следующего года.
- Мы договорились с компаниями, что действует принцип «один за всех и все за одного», чтобы избежать недобросовестной конкуренции, - отметил Дмитрий Козак. - Если кто-то один не будет выполнять соглашение, вынуждены будем применять системные меры, в частности введение заградительных экспортных пошлин.
Казалось бы, водителям стоит радоваться, ведь на полгода их кошельки вне опасности. Но эксперты утверждают, что такие меры правительства не решают проблему.
ТРЕЙДЕРЫ И НЕЗАВИСИМЫЕ НИ О ЧЕМ НЕ ДОГОВАРИВАЛИСЬ
- Механизм регулирования цен на топливо через соглашение с нефтяными компаниями неправилен, потому что не рыночен. Больше того, полностью функционировать он не сможет, потому что не затрагивает всех участников рынка. Есть мелкие компании, трейдеры, которые занимаются перепродажей бензина — они ни о чем не договаривались, - говорит аналитик нефтяного рынка банка Raiffeisen Андрей Полищук. - Кроме того, подобные методы «ручного управления» негативно сказываются на инвестиционной привлекательности отрасли и даже страны в целом. Допустим, некая китайская компания хочет купить АЗС или нефтеперерабатывающее производство в России. Но рентабельность бизнеса ей не гарантирована, ведь в любой момент может сложиться такая ситуация, что правительству придется искусственно сдерживать цены на рынке. При таком раскладе возникает логичный вопрос, а стоит ли вообще вкладывать деньги в эту отрасль?
ЦЕНЫ ВСЕ РАВНО ВЫРАСТУТ
- Топливное соглашение — мера временная, - подчеркивает независимый эксперт по нефтегазовому сектору ТЭК Дмитрий Лютягин. - Если не будет предложено какого-то постоянного механизма влияния на цену или изменения в налоговом законодательстве, мы увидим одномоментное увеличение стоимости нефтепродуктов на АЗС с момента окончания действия соглашения. Ведь оно не устраняет существующую проблему, а лишь откладывает ее решение. Важно понимать, что в руках у государства мощнейший инструмент, влияющий на ценообразование в отрасли — акцизы. И невозможно одновременно повысить сборы с компаний и остаться с прежней ценой на бензин.
ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕНЕ БЕНЗИНА РАСТЕТ
- Мы имеем странную ситуацию. Государство очень хочет зафиксировать цены на заправках, но при этом постоянно повышает акцизы. Кроме того, в рамках налогового маневра растет налог на добычу полезных ископаемых. Получается, что в «постоянной» цене на бензин все больше доля государства и все меньше — компаний, - рассуждает партнер консалтинговой компании RusEnergy, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин. - Доходит до того, что работа на внутренний рынок для нефтяников становится просто нерентабельной. Долго так продолжаться не может. А поскольку государство пока не дает сигналов, что готово умерить свои налоговые аппетиты, цены рано или поздно вырастут. Если правительство продолжит фактически изымать у нефтяников деньги, нынешнее перемирие долго не продержится. Напомню, что на 2019 год запланировано дважды повысить акцизы — 1 января и 1 июля. Долго нести убытки компании не могут, они вынуждены их компенсировать. И даже если чиновники придумают какие-то компенсации для компаний, они будут идти из бюджета, а значит, из кармана налогоплательщиков.
НАЗАД К РАСПРЕДИЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
- История свидетельствует, что всякий раз, когда в России случается экономический кризис, за ним следуют волнения на рынке бензина. На пике неурядиц правительство ограничивает цены на топливо, чтобы смягчить последствия кризиса, а потом «забывает» вернуться к рыночным условиям игры, - считает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. - Но похоже, в этот раз правительство решило ликвидировать рынок бензина и перейти к социалистической системе распределения топлива. Мы видим фактически переход к административному регулированию цен и прямому распределению поставок бензина и дизельного топлива. Как мы знаем, у социализма есть два побочных явления: тотальный дефицит и черный рынок. Уже сейчас торговать топливом легально просто невыгодно. Производство и продажа бензина в среднем приносит убыток в два рубля. За тонну это уже 2,7 тысяч рублей. Очевидно, продавцы и производители сделают все, чтобы уйти с такого рынка. Логическим следствием нынешней ситуации станет снижение дивидендов акционерам нефтяных компаний, заморозка программ реконструкции НПЗ, снижение качества топлива и его производства. В конце концов, если что-то не поменять, мы станем свидетелями банкротства независимых АЗС и дефицит бензина.