Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество29 октября 2018 11:30

Главная роль Николая Караченцова - настоящий мужчина

Ректор Гуманитарного университета профсоюзов Александр Запесоцкий - об ушедшем из жизни великом актере
Александр Запесоцкий и Николай Караченцов.

Александр Запесоцкий и Николай Караченцов.

Фото: Личный архив

Сегодня страна прощается с одним из самых любимых своих актеров, Народным артистом России Николаем Караченцовым. Караченцов – это блистательные образы в московском Ленкоме, более 100 ролей в кино, озвучивание фильмов и мультфильмов, и т.д. и т.п., невероятная востребованность в искусстве, фантастическая любовь народа.

Было, за что любить. Талант, как говорится, налицо, в этом артисте легко угадывались и замечательные человеческие качества. Люди чувствовали в его художественных работах не только актерский магнетизм, но и искренность, правду.

С Николаем Петровичем мы вместе снимались в фильме Владимира Бортко. Познакомились. Потом нас сдружил теннис. Случилось это больше двадцати лет назад. С тех пор он стал и другом нашего Университета.

Если хотите знать, каков Караченцов в жизни – пересмотрите еще раз его фильмы. И в искусстве, и в жизни у него по большому счету была одна большая роль – Мужчины с большой буквы. Играл ли он этот образ в жизни, перенося со сцены, по-настоящему сжившись с ним, или приносил его из жизни «изнутри себя» во внешний мир, на сцену – не знаю. Да, думаю, это и не имеет значения. Знаменитый актер снимался в моих авторских телепрограммах «Ужин при свечах», «Университетские встречи». Выступал в СПбГУП и с сольными концертами, и на наших праздниках.

Никогда в жизни Николай Петрович не выглядел мелким, подлым, жадным. Любые его поступки можно было без риска сверять с самыми высокими эталонами. Все, что он делал – делал искренне, честно. Мне кажется, это проистекало из серьезного отношения к людям, к зрителям, к народу. Для Караченцова звание «Народный артист России» - было не только признанием его популярности. Николай Петрович был старомодно убежден, что это звание, да просто звание Артиста обязывает к ответственности перед людьми. Он считал себя не в праве разочаровывать тех, кто поверил в его Тиля, в его Резанова. Может быть, именно поэтому роли добрых, благородных, мужественных людей – это слепок с Караченцова в жизни.

В таких, как он, есть то, что Ницше называл «знатностью души». Это редкие люди. Если согласиться с утверждением, что каждый из нас несет в себе некий, как теперь говорят «massage» - послание человечеству, то послание Караченцова можно назвать доброй уверенностью. Он заряжал положительной энергией всех, кто с ним соприкасался.

Хочу предложить читателю несколько фрагментов наших бесед. Давайте вчитаемся вместе в эти строки, представим себе живой тембр и интонации его голоса.

- Мне кажется, в ту секунду, когда мы любим, мы не очень-то и осознаем, что с нами происходит. Совершаем какие-то дурацкие поступки, которые, может, в другом состоянии и не совершили бы. Но из-за того, что я так мучился, не спал ночами, безумствовал, когда бывал влюблен, у меня на сцене появлялись такие интонации, которых я сам от себя не ожидал.

- Безрассудные поступки ради женщин? Я и «рассудные» то свои поступки не очень помню. Что не поступок, то дурь собачья. Совершал какие-то глупости. И не раз, наверное.

– Я снимался в серии передач «Любовь Великих». Мы знаем многих великих людей, их деяния. Но что двигало ими? Что у них было на душе? Наполеон и Жозефина. Маяковский и Вероника Полонская. Я знаю, что Жозефина просилась на остров Святой Елены к Наполеону, когда он умирал. Но Наполеон не допустил, чтобы она увидела его падшим, больным и некрасивым. Соприкосновение с такого рода отношениями мужчины и женщины и нас самих приподнимает. Потому что лучше не любить никак, чем кое-как.

– Какой образ женщины мне ближе: Анны Карениной или героини Тургенева? Помидоры люблю спелые. Если говорить об арбузе, то всякие хорошие. Как только вы подступаете к образу женщины, не имеете права говорить. Женщина всегда прекрасна. Она может по-дурацки выглядеть, у нее смазалась помада, и встрепанные волосы спутались. А она так хороша в этот момент, что не важно кто она – Анна Каренина или тургеневская девушка.

– С моей будущей супругой мы долго искали друг друга, но нашли мгновенно. Она говорила потом, как в одну секунду поняла: это мое, в нем вся жизнь. У меня это произошло чуть позже, мужчина все как-то взвешивает и очень боится, что его, простите за выражение, захомутают. Мне 28. И в какую-то секунду я увидел эти глаза и подумал: "Господи, а вдруг я ее потеряю?". Мне стало так страшно.

– Настойчивые поклонницы есть. Раз я занимаю некую ступеньку популярности, значит, я это заработал своими ролями. Но поклонницы меня лично не знают, они знают только результат моего труда, и это мои герои – не я! – вызывают у них восторженную реакцию.

– Хороший артист всегда себя подсознательно бережет. Потому что иначе его не хватит там, где действительно надо будет разорвать свое сердце. И я не буду сознательно расплескивать душу для того, чтобы завоевать любовь стола.

– Профессия актера? Это не профессия, а диагноз. Выжить и истинными артистами могут стать те, кто не просто любит свою профессию, а нездоровым образом любит, фанатично. Есть такой закон – каждый спектакль играть так, как будто он играется в последний раз. У нас не бывает работы с «холодным носом». Ведь после нас, актеров, практически не останется ничего. Ни литературных, ни живописных произведений. Только та секунда общения, когда мы на сцене, а вы в зале. И больше ни в одном роде искусства такого нет. Но я вот это не променяю ни за что.

– Аплодисменты – это не допинг, не наркотик, это та секунда восторга, в которую понимаешь, что не зря живешь.

– Мой Резанов из «Юноны и Авось» за те 20 лет, что я его играю, как-то изменился. Надеюсь, что он стал объемнее, мудрее, цельнее. Мне кажется, что вся социальная острота спектакля ушла. Главным в «Юноне» стало что-то вечное, сумасшедшая любовь, наверное. Резанов ведь умер от того, что к любимой рвался. Он загнал лошадей, он летел через всю Сибирь, чтобы получить разрешение государя-императора на женитьбу с католичкой.

– Я чувствую зал целиком, чувствую его дыхание.

– Есть вещи, которые я лично не приемлю и не смогу никогда воспринять как должное. Хамство, ханжество, фальшь, предательство. Я очень ценю людей, которые однолики, потому что очень трудно сохранить лицо, когда мы все подстраиваемся под компанию, под начальника, под власть.

– Жизнь – мой учитель, но в этой жизни мы выбираем. И еще, видимо, звезда светит. Мой учитель – моя мама, мой учитель – школа-студия МХАТ, мой учитель – Марк Захаров, и моим учителем может быть случайный прохожий на улице. Даже неудачная встреча с человеком, который вызвал у меня отрицательные эмоции, может стать для меня школой, если разобраться, что и почему произошло. Умение выбирать, абсорбировать, выискивать в потоке жизни события, которые могут быть для тебя школой, я думаю, нужно воспитывать каждому.

– Снимать кино, как 80 процентов наших режиссеров, я, наверное, уже умею, потому что имею большой опыт работы в кино, а как Тарковский не сниму никогда. Зачем тогда? Ведь я актер. Мне интереснее лицедействовать, заниматься своим делом, которое я люблю, так что другого ничего не хочу.

– Надо любить искусство в себе, а не наоборот, – это точно. Инструмент актера – это он сам. Мой главный инструмент – мой нервный аппарат: важно, насколько легко он возбудим, насколько быстро и в то же время правдиво он реагирует на события. По этим признакам можно определить класс актера. Надо менять арсенал выразительных средств. Надо обязательно преодолеть себя, чтобы не остановиться в развитии.

– Не бывает похожих спектаклей, каждую секунду жизнь предлагает какие-то новые загадочки. Если мне удается на них как-то ответить и задать ей свой вопросик, то иногда мы можем действительно куда-то в небеса улететь. При этом чувствуется, как это моментально ощущает зрительный зал.

– Если театр удивляет, потрясает, значит, людям это нужно. Люди приходят в театр ради того, чтобы захолонуло – комок в горле, мурашки по спине, волосы дыбом, чтобы обрыдаться, обхохотаться так, что из зала вынесут. Театр существует ради того, чтобы люди стали лучше, порядочнее. Театр будет всегда.

– Бельмондо – неплохой актер. Я дублировал его по-настоящему, то есть в его уста вкладывал свой голос. Это очень хорошее актерское упражнение.

…Страшная катастрофа переломила необычно яркую жизнь Николая Караченцова. Увы общаться с ним стало невозможно. И все же оставалась пусть крошечная, но все же надежда на восстановление. Теперь и ее не стало. Предсказуемо, но от этого не менее горько.

В заключение приведу стихи Юлии Друниной, которые он прочитал в завершение одной из наших телепрограмм:

«Мы любовь свою схоронили,

Крест поставили на могиле,

«Слава Богу», - сказали оба,

Только встала любовь из гроба.

Укоризненно кивает:

Что ж вы сделали? Я – живая».