Премия Рунета-2020
Челябинск
+2°
Boom metrics
Общество21 мая 2018 18:04

В челябинской школе первоклассники решали задачи про маньяков и убийц

Одни родители возмущены, а другие встали на защиту педагога
Авторы (2):
Рис: Катерина Мартинович.

Рис: Катерина Мартинович.

Серийный убийца похищал людей и заставлял их принимать одну из двух таблеток: первая не приносила вреда, а вторая мгновенно убивала. Оставшуюся таблетку убийца всегда принимал сам.

Похищенный проглатывал выбранную таблетку, запивал водой и тут же умирал, а убийце всегда доставалась безвредная.

Это не криминальная сводка, а условия задачки для первого класса. В конце вопрос: «Почему?» Правильный ответ: все таблетки безвредные, а яд был в воде.

Но есть еще один вопрос: зачем? Зачем семилетним детям именно такие примеры? Попробуем ответить на него.

УБИЙЦА НЕ САДОВНИК

«Убийственные» головоломки решали ученики челябинской школы №13 на занятиях по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Это модный сегодня курс, который развивает логику и учит мыслить нестандартно. Конечно, там не все условия про маньяков. Выбор — за учителем.

Вот вам еще задачка:

1 сентября в школе произошло убийство. У полиции было четыре подозреваемых: садовник, преподаватель математики, охранник и директор школы. Все они рассказали, где были во время убийства.

Садовник подстригал кусты. Преподаватель математики проверял контрольные. Охранник стоял в дверях. А директор был на праздничной линейке. Полиция сразу же арестовала преступника. Как его вычислили?

Ответ: убийца — математик. Потому что он не мог проверять контрольные работы в первый учебный день.

Кстати, эти и другие задачи про побег из тюрьмы, отравившегося ученого-химика, электрический стул и т. д. есть в Интернете на таких сайтах, как, к примеру, znanija.com.

"Мама, задачки в школе - страшные-е-е-е". Фото: Евгения ГУСЕВА.

"Мама, задачки в школе - страшные-е-е-е". Фото: Евгения ГУСЕВА.

ДЕТИ ИГРАЮТ В ДЕТЕКТИВОВ

О детективных задачках родители узнали от детей.

— Мам, как думаешь, кто убийца? — с таким вопросом подошел вечером первоклашка.

— Какой убийца? Кого убили?! — вздрогнула женщина.

— Да это задача у нас такая… — «успокоил» ребенок.

По реакции детей понятно, что они не воспринимают это как что-то ужасное. Для них это детективная история. Кровожадные задачки родители обсудили в закрытом чате класса.

Мнения разделились. Одни считают, что не стоит пугать детей такими условиями. Другие не видят в этом «ничего такого».

Директор школы №13 Лариса Рушанина охарактеризовала педагога по ТРИЗ исключительно положительно:

— Опытный учитель, умеет найти подход к детям, была заведующей в детсаду. Но все же руководитель пообещала разобраться в ситуации.

Сама педагог по ТРИЗ пояснила, что у нее в плане нет задачек про убийства. Дети нашли их в Интернете, заинтересовались и принесли на урок. А раз интересуются — учитель решила разобрать их со всем классом.

"Кто убийца, дети?" Фото: Олег ЗОЛОТО.

"Кто убийца, дети?" Фото: Олег ЗОЛОТО.

МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

— Ребенок с воодушевлением об этом рассказывает. Он же не может критически оценить, что такого не должно быть, — рассказала сайту 74.ru мама первоклассника, которую возмутили эти задачи. — Детям, естественно, это нравится, им интересно. Но я как педагог по образованию понимаю, что нельзя такое детям давать. Другие как-то спокойно отнеслись — ну, дети играли в сыщиков. Предлагали встретиться с этим учителем, пригласить инициативную группу. Но что тут обсуждать? Этого просто не должно быть по факту. А если учитель сам этого не понимает, не знаю, как до него это донести.

— Да, это в математическом классе у нас такие задачи решают. Считаю, детская психика не готова к такому. Странно, что допустили эти задачи. Ведь есть даже ограничения на просмотр детьми фильмов с убийствами: 12+, 16+ и т. д. А тут такое в первом классе! Мне не нравится такой подход школы к образованию детей, — поделилась с корреспондентом «Комсомолки» мама другого первоклашки школы №13, попросившая не называть ее имени.

МНЕНИЕ «ЗА»

— Я мама со стажем. Старший сын заканчивает 9 класс, младший — первый. Выбрали школу №13 как одну из лучших в городе, — рассказала корреспонденту «Комсомольской правды» — Челябинск.мама ученика 1 «Б» класса школы №13 Ольга Борунова. — Когда узнала про курс ТРИЗ в нашей школе, очень обрадовалась. Он дает жизненные и прикладные знания. К тому же у нас прекрасный преподаватель, который умеет заинтересовать детей. Любую историю можно повернуть по-своему. Для кого-то и сказка «Колобок» — это про убийство. А некоторые специалисты находят в «Анне Карениной» суицидальные мотивы. Но все же эту книгу не убирают из школьной программы.

А еще какие у нас мультфильмы, какие новости каждый день! А тут к задачке привязались. Нельзя держать ребенка под колпаком, ограждать от всей негативной информации. К тому же дети не воспринимают эти задачи, как взрослые: «Ах, убийство! Какой ужас!» Да и большинство родителей относятся к этому спокойно.

Вся шумиха — из-за неадекватного восприятия одной мамы. Когда она подняла этот вопрос, классный руководитель предложила организовать встречу с педагогом по ТРИЗ. Чтобы та все объяснила. Но ведь родительница отказалась. И побежала к журналистам. А ведь страшного ничего не случилось. Ну не нравятся такие задачи — будут другие, вопрос-то не принципиальный. Зачем в таком негативном свете выставлять прекрасного учителя?!

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Такие задачи могут вызвать страх школы

— Конечно же, такие задачи могут иметь негативное влияние на детей, — комментирует «Комсомолке» детский психолог с 15-летним стажем Марина Бутузова. — У меня самой ребенку 8 лет. Если бы она принесла мне такую задачку, я бы поговорила с педагогом. Во-первых, ответ про математика-убийцу очерняет образ учителя. Учитель — очень важная фигура в жизни ребенка, особенно в таком возрасте. Это практически вторые родители. Ребенок может забыть задачу на второй день, а образ учителя-убийцы останется в подсознании. Итог — негативное отношение к педагогам и даже страх перед школой.

Подсознание говорит: «В школе небезопасно. Здесь садовник, охранник, математик и даже директор могут оказаться убийцами». Ребенок может переживать это внутри себя, не сказав родителям ни слова. Но он будет подсознательно делать все возможное, чтобы не идти туда.

Есть разные типы нервной системы. Необязательно, что все дети отреагируют одинаково. Но некоторые действительно очень тревожны сами по себе и восприимчивы. Они проецируют ситуацию на себя. К тому же, у детей прекрасно работает воображение. Это значит, что они додумают то, чего в задаче не было, и запугают сами себя.

Сейчас я наблюдаю 8-летнего мальчика, который сходил с родителями на жестокий фильм про убийства. Он был так впечатлен, что теперь вот боремся с его страхами.

Кстати, в одной из челябинских школ была история, когда у детей 1 сентября классный час посвятили трагедии в Беслане. После этого одна девочка два месяца боялась ходить в школу. Представьте: в первый день в школе ребенку рассказывают о том, что здесь вот так запросто могут убить. Да, это жизнь. Но нужно знать, когда и как подать информацию.

Детям могут быть интересны задачки про убийства и маньяков. Но я считаю, что они для взрослых людей с уже устоявшейся психикой, а не для школьников.

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Этот как сериалы про бандитов, только детские

Андрей РЯБЦЕВ, редактор отдела образования "КП"

У большинства родителей в таких случаях первый вопрос: как альтернативные задачки попадают в государственную школу? Их хоть кто-нибудь проверяет на адекватность? Попадают очень просто. У педгогов сегодня (думаю, к счастью) есть возможность делать шаг вправо или влево, а не слепо идти по проторенной стандартной программе. Иногда можно подкидывать детям что-то необычное. Правда, в челябинской истории версия учителя о том, что, дескать, задачки принесли сами первоклашки выглядит не очень-то убедительной.

А вот по содержанию можно спорить до бесконечности! Как по мне, такие задачки - с элементами детектива, на логику - уж точно детям интереснее, чем унылое "поезд ехал из пункта А...". Конечно, с малышами лучше без кровавых описаний. Но в первом классе ребенок уже понимает, что есть злодеи, а есть отважные сыщики. И что учитель тоже может оказаться злодеем, вообще-то. Неужели есть еще родители, которые не объясняют первоклашкам, что их может обидеть любой взрослый, даже тот, который выглядит самым добрым в мире и угощает конфетами? Едва ли такие задачки нанесут детской психике больший урон, чем сериалы про бандитов и ментов, которые так любят их родители.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Сообщайте нам свои новости, присылайте фото и видео

Почта: kpravda@ya.ru

Viber/WhatsApp: 8-908-081-64-29

Тел.: (351)265-80-66;

SMS: 8-902-616-06-06