Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 мая 2018 4:05

Мировая премьера фильма Кирилла Серебренникова в Каннах: Это «Лето» будет долгим

Наш кинообозреватель Стас Тыркин - о показе ленты про Виктора Цоя на Каннском фестивале [видео]
В фильме впервые в качестве киногероя выведен народный кумир Виктор Цой

В фильме впервые в качестве киногероя выведен народный кумир Виктор Цой

Фото: кадр из фильма

О фильме «Лето», как и о многих работах Кирилла Серебренникова последнего времени, начали спорить задолго до того, как появилась даже отдаленная возможность его посмотреть. Хотя картине, в которой впервые в качестве киногероя выведен народный кумир Виктор Цой, было бы обеспечено зрительское внимание, даже если бы ее автора не поместили под домашний арест.

«Лето» стало самым большим испытанием в кинематографической жизни Серебренникова. Его героическая команда под руководством продюсера Ильи Стюарта довела до конца съемочный период в Петербурге, в то время как автор фильма представал перед Басманным судом. Испытания, как это бывает, лишь закалили сопротивляющийся им материал - в результате их преодоления появился, вероятно, самый «кинематографичный» фильм Серебренникова.

В нем почти нет никакого театрального форсажа, вызванного его специфическим режиссерским анамнезом. Там же, где этот форсаж присутствует - в четырех эпизодах дикого музыкального «фэнтези» как бы экранизирующих тот культурный контекст (Игги Попп, Talking Heads, Лу Рид, Дэвид Боуи), в котором персонажи фильма живут в большей степени, чем в унылом советском быту - он ощущается как особенность почерка и мышления, присущая только КС, превращающая в оригинальное сочинение то, что в других руках могло оказаться лишь плоским изложением фактуры.

«Лето» - фильм о вечном российском «подполье» и людях, добровольно выбирающих себе такое маргинальное существование, готовых платить за него высокую цену.

«Лето» - фильм о вечном российском «подполье» и людях, добровольно выбирающих себе такое маргинальное существование, готовых платить за него высокую цену.

Фото: кадр из фильма

Достигнутый режиссером и его командой уровень качества, вполне себе беспрецедентного в постсоветском кинематографе - от великолепной работы гримеров-постижеров (с прическами в российском кино отдельная беда) до массовых сцен, достойных заокеанского мюзикла - гарантировал выполнение одной из самых сложных задач. Как известно, труднее всего снять исторический фильм о совсем недавнем прошлом - времени, которое все помнят, от которого у каждого своего впечатления, пусть это и впечатления от просмотров роликов на Ю-тьюб. Отдаленное прошлое куда безопаснее, оно совершенно бестрепетно и безнаказанно придумывается кинематографистами, и чем наглее - тем легче принимается на веру простаком-зрителем.

Наивные времена расцвета подпольного русского рока КС удалось срифмовать с циничными нынешними во многом благодаря парадоксальному, но снайперски точному кастингу. Что бы ни говорили фанаты ныне, увы, почти полностью забытого Майка Науменко по поводу «морального несоответствия» Ромы Зверя статусу их кумира, кумир нового времени Зверь обладает не только портретным с ним сходством, но и - что гораздо важнее - редчайшей на сегодняшний день убедительностью лирического героя, на плечах которого держится эта акварельная, почти лишенная «драматургии» история. Щедро поделившись с Науменко своей харизмой и популярностью, Зверь в то же время тактично пригасил их до степеней, необходимых этой роли - его герой со своим «Зоопарком» не собирал стадионов, как группа «Звери», его песни не перепевают сегодня дети-артисты в программе «Голос», как песни Цоя и группы «Кино».

Рома Зверь в роли Майка Науменко

Рома Зверь в роли Майка Науменко

Фото: кадр из фильма

Для Серебренникова, в спектаклях которого все чаще возникает тема «лишних людей», Науменко - классический представитель этой вечной российской породы, угодивший в очередной «период» безвременья, запертый в нем словно между двух стен - без надежды вырваться и без особого ожидания «перемен». Честная работа англизировавшего русский рок музыканта стала одной из необходимых ступеней, по которым так резво взбежал наверх несопоставимый с ним по таланту и энергетике Виктор Цой. Его славы не было суждено пережить самому Майку, что для тех людей в той системе ценностей и взаимоотношений совсем не являлось поводом топить будущего «конкурента».

Эта система ценностей, как ни странно, не осталась замшелым реликтом того времени. Там, где люди занимаются творчеством, а не исступленной монетизацией его в бизнес, это, при всех непростых обстоятельствах, прецедент и сейчас. «Лето» - фильм о вечном российском «подполье» и людях, добровольно выбирающих себе такое маргинальное существование, готовых платить за него высокую цену. Неиспорченные излишним знанием о питерской рок-сцене 1982 года молодые зрители могут не переживать - этот фильм не только про динозавров рока, не только про какие-то давно ушедшие времена, он про сегодня, а точнее про нормальное российское «всегда». Это лето, как и эта зима обещают быть долгими.

ЕЩЕ КОЛОНКА АВТОРА

Канны-2018: Наше «Лето» на Лазурном берегу

8 мая открывается Каннский кинофестиваль. Российское кино представлено сразу двумя картинами в основном конкурсе - Кирилла Серебренникова и Сергея Дворцевого (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Опубликованы первые кадры фильма Серебренникова о Цое

Первые кадры фильма режиссера Кирилла Серебренникова о Викторе Цое «Лето» попали в сеть. Их опубликовало американское издание Variety. Пока в сети оказались два кадра: на одном – шагающие по Ленинграду музыканты со спины, на втором – Цой с гитарой (подробности).