Премия Рунета-2020
Челябинск
+7°
Boom metrics
Общество25 апреля 2018 5:14

Трагедия девочек, перепутанных в роддоме Челябинска 30 лет назад: Разрушенная семья и убийство из ревности

Участники этой истории до сих пор расплачиваются за чужие ошибки
Дочери Зои Тугановой Люция (слева) и Катя. Фото: из семейного архива.

Дочери Зои Тугановой Люция (слева) и Катя. Фото: из семейного архива.

Зима 1987-го. Челябинский роддом. Врачи пугают Зою Туганову: «Поздние роды опасны и для мамы, и для малыша». Женщине и без того страшно: сорок лет — не двадцать...

Тугановы давно мечтали о третьем ребенке — старшие дочь и сын уже выросли. К счастью, роды прошли благополучно. «У вас девочка», — объявила акушерка и показала Зое дочку. Светленькая. Глаза голубые, большущие.

— На следующий день ее принесли на кормление, — вспоминает Зоя Антоновна. — Смотрю, а в пеленках совсем другое лицо: кожа смуглая и волосы темные. Я давай ругаться, мол, вы мне чужого ребенка принесли, она нерусская. А мне в ответ: «Так ведь у вас муж — татарин, чего вы спорите!»

В соседней палате лежала женщина с похожей фамилией. У башкирки Эльвиры Тулигеновой тоже родилась дочь. Зоя Туганова умоляла женщину показать ей ребенка. Говорила, что медсестры могли перепутать бирки из-за похожих фамилий. Но та отказала. Видимо, приняла соседку за сумасшедшую. А врачи в ответ на просьбу сравнить детей обозвали ее скандалисткой и пригрозили отвезти в психбольницу. Угроза подействовала....

Долгие сомнения

Мужу Зоя Туганова в своих подозрениях признаться побоялась. Она тогда работала проводницей. Скажет еще — в дороге нагуляла, а на врачей сваливаешь!

Дочку назвали Катей. Отец в ней души не чаял. Девочка часто болела — медики обнаружили у нее порок сердца. Но Тугановы ребенка вылечили. Катя росла в любви и заботе, хорошо училась. После школы окончила Институт путей сообщения, потом — Академию железнодорожного транспорта. Вышла замуж. Работает на железной дороге, воспитывает 8-летнего сына.

Зоя Антоновна ни с кем не делилась сомнениями, мучившими ее все эти годы. На откровенный разговор с повзрослевшей дочерью она решилась только после смерти мужа. «Катя, я тебя очень люблю, но все-таки подозреваю, что ты нам неродная...» Девушка не поверила. Однако, видя, как страдает мать, решила доказать, что все это неправда. И сама предложила маме поискать в интернете девочку из соседней палаты. Забила в поисковую строку фамилию Тулигенова и дату своего рождения. Выскочила страничка в социальной сети. Увидев фото, женщины были ошеломлены: «Тугановская порода!»

«Мама считает, что нас с вами перепутали в роддоме», — написала в сообщении Катя. Люция, так звали женщину, родившуюся с Катей в один день, ответила: «Похоже, так оно и есть».

Зоя Туганова с родной дочерью Люцией и внуком. Фото: из семейного архива.

Зоя Туганова с родной дочерью Люцией и внуком. Фото: из семейного архива.

Насмешки и нищета

Судьба Люции сложилась не так счастливо, как Катина. Скорее наоборот. Все эти годы она жила в башкирской деревне в 50 км от Челябинска. После того как мать вернулась из роддома с Люцией на руках, в семье Тулигеновых все пошло наперекосяк. Слух о светловолосом ребенке, не похожем ни на кого из семьи, быстро разлетелся по поселку. Женщину заподозрили в измене. В адрес мужа посыпались насмешки. Супруги часто ссорились. И много пили.

Чтобы не умереть от голода, их четверо детей бегали по поселку и просили милостыню. Зимой ходили в осенней обуви. У Люции часто болели уши, лечением никто не занимался. И сейчас она почти ничего не слышит...

Когда Люции было пять лет, пьяный глава семьи убил соседа, которого считал отцом девочки. Попал в тюрьму. Мать вскоре окончательно спилась и умерла.

Люцию с братьями и сестрой забрали в детдом. Образования она не получила, рано вышла замуж, родила троих детей. Отец к этому времени умер. В наследство ей достался заброшенный родительский дом. В нем она и живет вместе с детьми и безработным мужем. Единственный доход — пособие по инвалидности.

Узнала по глазам

Впервые мать и дочь встретились в клинике, где делали анализ ДНК.

— Я ее сразу узнала по глазам, — говорит Зоя Туганова.

Экспертиза ДНК подтвердила догадку.

— Помочь Люции я уже не могу. Мне 70 лет, живу на пенсию, — говорит Зоя Антоновна. — Если бы девочек не перепутали, жизнь Люции сложилась бы иначе. Но и Катя, которая стала мне родной, вряд ли выжила бы в той семье. Те, кто подменил детей, должны за это ответить.

За ошибку врачей Зоя Туганова потребовала компенсацию в 10 млн. рублей. Суд снизил эту сумму в 10 раз. Но и выигранный миллион пенсионерка до сих пор не получила. Роддома, в котором появились на свет девочки, давно не существует. Номинально его правопреемником является областной перинатальный центр. Но по закону его представители не несут ответственность за события 30-летней давности.

Отдуваться за ошибку врачей будет Минфин. По решению суда именно с него должны взыскать 1 млн. рублей в пользу Зои Тугановой.

Катя и Люция тоже подали в суд и тоже отсудили по миллиону. Но решение суда пока не вступило в силу. Ведомство собирается оспаривать размер компенсации.