Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество5 сентября 2017 22:00

Проблемы современных школьников: Не нужна мне ваша школа!

Что делать, если ребенку лень учиться. Разбираем самые распространенные проблемы современных школьников
Для некоторых детей ранние подъемы - настоящее страдание.

Для некоторых детей ранние подъемы - настоящее страдание.

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Самые распространенные проблемы современных школьников мы попросили прокомментировать директора Института возрастной физиологии, профессора, доктора биологических наук Марьяну Безруких.

Не любит читать

- Скорее всего, ребенок вовсе не «не хочет», а не может. У многих детей из-за особенностей восприятия, внимания, памяти навык чтения просто не формируется к 6 - 8 годам. Что делать? Брать небольшие тексты. Использовать так называемое дуэтное чтение - по очереди с ребенком читать небольшие отрывки. Главное - не ругать, не наказывать, не заставлять, а пытаться заинтересовать.

Не может сосредоточиться

- Это возрастная особенность детей 6 - 8 лет. Время направленного внимания в этом возрасте составляет 5 - 15 минут. Во второй половине дня, после 17 - 18 часов, это время сокращается. Любые отрицательные эмоции, выяснение отношений или ругань не помогут: еще сложнее будет сосредоточиться. Помогут: доброжелательная атмосфера, спокойствие взрослых, отсутствие спешки и четкий режим дня. Помните, любому ребенку необходимо настроиться на работу. Кто-то будет раскладывать тетради, кто-то - долго собирать карандаши или по три раза выходить на кухню «попить». В первое время нужно помочь найти два-три «ритуальных» действия, а не одергивать и торопить. Заставить быть внимательным невозможно, а создать условия и научить - вполне.

Отлынивает от домашней работы

- Ребенок учится выполнять домашку постепенно, начиная с очень коротких и простых задачек. Не случайно в первом классе не должно быть домашних заданий. Важно, повторюсь, чтобы было определенное место, ритуал подготовки, позитивный настрой. Сначала нужно разобрать задание, все объяснить, дать возможность спокойно что-то сделать, научить спрашивать то, что непонятно. Не сердиться и не ругать ребенка, если приходится повторять все несколько раз.

Выполнение заданий в вечернее время не имеет смысла. Как правило, все заканчивается недовольством взрослых и слезами ребенка. А после нескольких подобных ситуаций принуждение сесть за уроки будет вызывать активное сопротивление. Родителям, если есть такие проблемы, рекомендую почитать мою книгу «Трудности обучения в начальной школе».

Тяжело встает по утрам

- Ребенок начальной школы должен спать не менее 10 часов; быть на воздухе - 2 - 2,5 часа и иметь хотя бы 1 час свободного времени. Если недосыпает, перегружен, живет в ситуации постоянного эмоционального напряжения, он не успевает восстановиться и с трудом просыпается. Разгрузите его! Постоянный стресс отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье.

Если вы видите, что ребенок устал, очень напряжен, жалуется на головную боль, боль в животе, стал плаксивым, тревожным, стоит сделать перерыв, но не на один день, а дня на три. Не криминал - когда-то не пойти в школу, но с условием - выполнить все задания! Конечно, многое зависит и от отношений с ребенком, и от общей ситуации в семье. Помните, щадящее отношение к детям всегда лучше, чем насилие.

ТОЖЕ БЫВАЕТ

Не нравятся одноклассники

- Не нравятся обычно те дети, с которыми сложно общаться. У большинства современных малышей в дошкольном возрасте ограничен круг общения, нет или очень мал опыт свободного или неорганизованного общения со сверстниками. Задача педагога - познакомить детей, учить взаимодействию. Родители, в свою очередь, могут обыграть разные ситуации, повторить речевые формулы (что сказать, как сказать, что сделать). Главное - не обсуждать при ребенке «этих ужасных детей в классе». Помните, дети оценивают своих сверстников так же, как оценивают их взрослые.

Сложные отношения с учительницей

- Скорее всего, ребенок привык в семье к повышенному вниманию взрослых. А учитель, как правило, работает со всеми детьми, не выделяя кого-то одного. Возможно, стоит поговорить с педагогом - и одновременно попытаться объяснить ребенку, что детей много, а потому учителю сложно уделить всем внимание. Здесь важно разобраться, что говорит ребенок, реагирует ли на просьбу о большем внимании учитель.