Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество31 августа 2017 22:00

В 9-м классе появится новый экзамен - устный по русскому языку

5 ответов министра образования Ольги Васильевой на вопросы родителей в День знаний
Сборы в школу - занятие непростое!

Сборы в школу - занятие непростое!

Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

Новый учебный год - новые вопросы! Изменений и нововведений в российских школах было столько, что за всеми и не угнаться. Накануне 1 сентября министр образования и науки Ольга Васильева провела общероссийское родительское собрание и ответила на наболевшие вопросы мам и пап школьников.

ВОПРОС 1: ПОБОРЫ

- В нашей школе не только собирают деньги на ремонт с родителей, но еще и удерживают на это часть зарплаты учителей! Кроме того, от родителей требуют покупать рабочие тетради, хотя дети просто не успевают их заполнять и они остаются пустыми.

- Собирать деньги на ремонт - непозволительно! Такие случаи можно решать индивидуально с право­охранительными органами. Да, в некоторых регионах у нас есть проблемы со зданиями, особенно там, где плотная застройка и дети вынуждены учиться в 2 - 3 смены. Но сейчас идет большая работа по строительству новых зданий для школ.

Те пособия, которые необходимы и входят в Федеральный перечень, - бесплатны. Если учитель рекомендует какие-то еще, то ему нужно объяснить, для чего они так нужны. Если рабочая тетрадь пустая, незаполненная, то нужно их необходимость обсудить с педагогом.

ВОПРОС 2: БОЛЬШЕ УРОКОВ

- Можно ли как-то увеличить число часов по естественно-научным предметам в школе? А то дети больше занимаются ОБЖ и физкультурой, чем географией и биологией.

- Если ваш ребенок нацелен на углубленное изучение естественно-научного цикла, то школа должна сделать для этого все возможное. Через кружковую работу, через лекции, которые будут идти после уроков, через кванториумы.

Потом, у нас есть углубленные естественно-научные программы и курсы в школах. Это все возможно, но нужно захотеть это делать. У школы есть все механизмы, чтобы предоставить ребенку то, что ему нужно. Но надо, чтобы кто-то этого захотел, - это вопрос и управления школой, и работы педагогов, и отношения родителей.

То же самое касается и трудового производственного воспитания. Раньше у нас были учеб-но-производственные комбинаты, а сейчас в школах создаются мастерские по слесарному делу и домоводству. Таких школ пока немного, но ресурсы для этого у них есть.

ВОПРОС 3: СЛИШКОМ МНОГО ЭКЗАМЕНОВ

- В этом учебном году дети будут дополнительно сдавать русский язык устно в 9-м классе. В 11-м классе дети сдают несколько ЕГЭ и пишут сочинение. Не слишком ли большая нагрузка по подготовке к экзаменам ложится на школьников и педагогов?

- Такая нагрузка, я убеждена, - это не много, это очень мало! Мы учились в советской школе и сдавали много экзаменов, в 1953 году их было одиннадцать... На одном из недавних собраний я встала и сказала учителям положа руку на сердце - если отменить ЕГЭ и вернуть прежние экзамены, сдадим мы их? Не сдадим, ответили учителя.

Сочинение, которое пишут школьники в 11-м классе, - это входной билет на ЕГЭ, в нем всего 350 слов. Разве можно изложить то, что ты думаешь и чувствуешь, в 350 словах? Это очень немного.

Устная часть по русскому языку в 9-м классе тоже дает допуск к экзаменам. Она будет проходить скорее как собеседование. Школьник получит рассказ или отрывок, примеры которых уже выложены на сайте Федерального института педагогических измерений. А затем будет беседа по прочитанному. Хотя, естественно, педагог может вести и более широкое обсуждение темы. Я не вижу в этом ничего страшного

Главная учительница страны рассказала об изменениях, которые ждут учеников в новом учебном году.

Главная учительница страны рассказала об изменениях, которые ждут учеников в новом учебном году.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ВОПРОС 4: ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ

- Когда уже учителям поднимут зарплаты и все будут получать, как в Москве?

- Зарплата учителей по регионам зависит от средней заработной платы по региону. У нас нет возможности сейчас ее выравнять. Очень часто слышу искренние предложения, чтобы была такая же заработная плата, как в Москве. Пока что это невозможно сделать.

На сегодняшний день в дошкольном образовании по итогам первого полугодия заработная плата выросла на 5 процентов и составила 29 300 рублей. В общем образовании в 84 субъектах зарплату педагогов довели до уровня средней по экономике регионов, и по итогам первого полугодия она составила 38 600 рублей. В высшем образовании средняя зарплата профессорско-преподавательского состава достигла 61 000 рублей.

ВОПРОС 5: УЧЕБНИКИ

- По учебникам, которые выдает школа бесплатно, невозможно готовиться к экзаменам - они бессодержательные и пустые, а действительно нужные пособия приходится покупать самостоятельно.

- Ко мне часто поступают жалобы на большое количество и плохое качество учебников. Учителя говорят о том, что невозможно преподавать по тем пособиям, что у них есть. Я убеждена, что линеек учебников не должно быть больше трех. Сейчас в Федеральном перечне числится 1376 наименований - я считаю, это очень много.

Кроме того, у нас есть поручение президента рассмотреть новые формы экспертизы учебников и вернуться к тем учебникам, которые будут соответствовать базовому содержанию.

ЦИФРА

1 800 000 - столько ребят пойдут в первый класс в этом году.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

Какие школьные знания вам не пригодились в жизни?

Юрий СТОЯНОВ, режиссер:

- Я с детства знал, что буду актером. Не могу сказать, что мне что-то из школы не понадобилось в жизни. Например, я сыграл Менделеева - физика, химика, географа. И моя профессия состоит из маленьких умений, которые выливаются в крупное дело. У нас в Одессе были суперские преподаватели. Сейчас так учат в дорогих лицеях.

Михаил БОЯРСКИЙ, певец:

- Эти навыки мне не помогли. В школе была такая среда, в которой с юных лет пытаются что-то украсть: сигарету, конфету, из портфеля соседа чего-нибудь утащить. Такую атмосферу нужно менять. А лишних знаний не бывает. Я гуманитарий, а математика - такая же тренировка для мозгов, как гантели для мышц.

Анатолий ВАССЕРМАН, интеллектуал:

- Не понадобились уроки рисования. Все остальное оказалось очень полезным. Не раз применял во многих жизненных ситуациях.

Александр ШИРВИНДТ, худрук Московского театра сатиры:

- Точные науки. Только на выпускном экзамене я узнал, что есть две химии: органическая и неорганическая. Прочитал в шпаргалке и очень удивился.

Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель, доктор педагогических наук:

- Всегда хотел быть гуманитарием, но учился в гимназии с химической направленностью. Когда начал преподавать, на одном из уроков спросили, а была ли Каренина наркоманкой. Проверил - она четыре раза в романе морфий принимала. В то время морфий назначали врачи как успокоительное.

Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:

- Мне не понадобилась история. Я получил первое математическое образование, много дел имел с цифрами. Потом стал изучать психологию.

Инна СИРОТКИНА, учитель:

- Думаю, черчение. Мне оно не давалось никогда. Мечтала, чтобы оно закончилось поскорее.

Эдгард ЗАПАШНЫЙ, цирковой артист:

- Многие предметы, которые не любил в школе, оказались нужными. Но химия так и осталась непокоренной.