Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество7 августа 2017 19:30

Экспедиция «КП»: Как Мышкин стал волжским Лас-Вегасом

Глава 12, в которой спецкоры «КП» Дмитрий Стешин и Виктор Гусейнов приплывают в город, ставший «на ровном месте» центром туризма и познают его коммерческую тайну [фото]
Виды Мышкина

Виды Мышкина

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Любителей порассуждать о какой-то патологической лени и предпринимательском скудоумии присущем именно русским ( в отличии от других, более сметливо-торговых народов) нужно привозить в Мышкин. Нужно тыкать их в Мышкин и заставлять каяться.

Мышкин – это волжский Лас-Вегас, по воле человека, возникший среди мерзости запустения. Потому что еще полтора десятка лет назад, у города Мышкина не было ничего, кроме простоватой и облупившейся купеческой застройки конца 19-го века и немного дурацкого топонима. А теперь, этот городок – один из объектов главного туристического маршрута страны – «Золотого кольца» и асфальт тут насквозь протоптан посетителями. Двести тысяч туристов приезжает сюда каждый год.

Волжское село, ставшее в последствии городком, специализировалось на торговле зерном

Волжское село, ставшее в последствии городком, специализировалось на торговле зерном

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Даже скептичный Гусейнов бредил Мышкиным. Последний день в Угличе он постоянно повторял: «нужно заехать в Мышкин» или «опять пришла смс-ка, читатели просят Мышкин».

- Читатели – святое, - заметил Стешин, расходясь с паромом, который вез в Мышкин очередную толпу автотуристов. Близ города до сих пор нет моста, зато действуют паромные переправы и в наш век это дополнительное и приятное развлечение.

Причалили напротив городского отдела полиции, выбросившись на бережок в начале какой-то старинной улочки. Бывшей улочки. Старинные дома вблизи оказались кирпичными коробками без этажей и перекрытий. На одном из домов, ехидные уличные художники намалевали двух одинаковых котов – привратников или сторожей мышиного царства. Стешина вся эта мерзость запустения расстроила, но у юнги загорелись глаза:

Мышкин

Мышкин

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Заброшка! Можно я полазаю?

Но, даже для «сталкинга» эти дома не годились, их внутренности заросли жирной крапивой и юнга выскочил из «заброшки», как ошпаренный.

- Может быть, так и надо, может быть для контраста эти дома оставили, не стали реставрировать – бормотал рассудительный Стешин, еле поспевая за Гусейновым. И оказался прав.

Сам Мышкин, его сердцевинка, состоящая из одной единственной улицы, была похожа на свежеоблизанный леденец. Облизанный мышами, а кое-где слегка надкусанный.

Жители славного города Мышкин.

Жители славного города Мышкин.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Есть несколько версий происхождения этого странного топонима – «Мышкин». Волжское село, ставшее в последствии городком, специализировалось на торговле зерном, а где хлеб, там и мыши. Нам больше понравилась вторая версия – благородная. Якобы мышка пробежала по лицу князя Федора Мстиславского, изволившего почивать на волжском бережку. Князь было возмутился, и тут узрел змею, которая подкрадывалась, чтобы его укусить. Все тут же сделалось наоборот…

Город, в который вернулась молодежь

Достопримечательности города

Достопримечательности города

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В конце 90-х годов, когда в стране завелись первые деньги, сметливые мышкинцы эту мышь, отжали буквально досуха – организовав натуральный культ грызуна, который начинается со специального «музея Мыши». К нему пристроилось все остальное. Гостиницы с конференц-залами, десятки сувенирных лавок, центр по изготовлению валенок и гостевые дома. По плотности застройки маленькими частными гостиницами, Мышкин можно сравнить только с Южным Крымом или Сочи. Объявления «Комната-панорама» - на каждом втором углу. Расценки от полутора тысяч. Даже в магазине с фермерскими продуктами, где по определению, ценник должен быть «конский» - мы набрали рюкзак пирожков, оторвавшись по полной аж на триста рублей. Улыбчивые девчонки все запаковали в бумажные пакеты, и куртуазный Гусейнов, не удержавшись поинтересовался:

- Барышни, а чего вы не в Москве?

- А смысл? – огорошила Гусейнова, синеглазая, с высоким, благородным лбом, и до скрипа заплетенной русой косой:

- Я здесь те же самые пятьдесят тысяч заработаю, и может и больше. У нас все девчонки повозвращались. Чего мы не видали у вас-то в Москве-то? Женихи у нас и здесь есть.

А теперь, этот городок – один из объектов главного туристического маршрута страны – «Золотого кольца»

А теперь, этот городок – один из объектов главного туристического маршрута страны – «Золотого кольца»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

В антикварной лавке, Стешин спросил у колоритного, бородатого продавца:

- Сколько стоит «Иоанн Богослов в Молчании» отливка 19 века по изводу 16-го века?

- Семь тысяч пятьсот – степенно ответил продавец.

- Надо же, - изумился Стешин, - как по каталогу! Копейка в копейку!

Продавец довольно заулыбался:

- А то! Соответствуем! Но если хотите, некоторую сумму сброшу – вижу сразу, человек разбирается, такому и уступить-то не грех.

Возможно, в этом коротком диалоге и крылся весь успех города Мышкин. Мы долго с Гусейновым подбирали термин, и в конце-концов его нашли – «антижлобоватость». Не было в мышкинцах разъедающей карму жадности, от того так потянулись к ним люди. И воздалось в конце-концов всем.

Двести тысяч туристов приезжает сюда каждый год.

Двести тысяч туристов приезжает сюда каждый год.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

И был второй момент, который нас мучал, и который мы обсуждали, неспешно шурша мотором по пути к коварному Рыбинскому морю: нужно ли полностью вылизать Мышкин до идеала? Решили – нет. Ни в коем случае. Ибо некоторая неряшливость здесь – культурное достояние.

В таких городках, обязательно должен быть внезапно-возникающий угол с печально-поникшей лебедой, отколовшаяся штукатурка, обнажившая ослепительно-красный старинный кирпич, не растерявший свой цвет за сотни лет. Должны быть деревянные рамы и кривоватые балкончики сделанные неумелыми строителями-крестьянами, которые эти балконы видали только в книжках. Черно-седые заборы в занозах и одноглазые беспородные коты… За сайдинг и стеклопакеты в таких городках нужно расстреливать солеными огурцами и изгонять навсегда.

Арифметика воды

Лоция подсказала, что справа от нас – какой-то яхт-клуб

Лоция подсказала, что справа от нас – какой-то яхт-клуб

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Уже за десяток километров до впадения Волги в Рыбинское водохранилище, наш драккар стало нещадно колотить волной. На румпель сел Гусейнов, но это помогло мало. Лоция подсказала, что справа от нас – какой-то яхт-клуб, последнее убежище перед разошедшемся на ночь глядя рукотворным «морем». Идти вперед было страшновато и на всякий случай мы решили узнать – сколько стоит номер в гостинице? Яхт-клубом явно рулили не «мышкинцы»:

- Жлобы детектед! Семь девятьсот номер «стандарт»! – заорал в ужасе и гневе Стешин и чуть не выронил за борт телефон.

Лодку отжимало ветром к группе островов

Лодку отжимало ветром к группе островов

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Все что на воде – умножай на пять – философски заметил Гусейнов, и неожиданно поинтересовался:

- Слушай, а какая самая сильная молитва?

- Наверное 90 –й псалом…

- Где у тебя был псалтырь? Доставай и читай! Деваться нам все равно некуда!

- Не надо ничего доставать, я наизусть его знаю…

Глаза юнги были круглые, но мужественные. Приготовили плавучий якорь. Лодку отжимало ветром к группе островов, дразнивших нас сливочными пляжами в свинцовых волнах. Гусейнов смотрел на горизонт и жарко молился.

Карта путешествия журналистов "Комсомолки".

Карта путешествия журналистов "Комсомолки".

Фото: Рушан КАЮМОВ

Экспедиция "КП" "Вниз по матушке, по Волге" (читать Главу 1, Главу 2, Главу 3, Главу 4, Главу 5, Главу 6, Главу 7, Главу 8, Главу 9, Главу 10, Главу 11)

О том, для чего все это, о составе и маршруте экспедиции читайте здесь.