Политика

Что смотреть на авиасалоне МАКС-2017: от "Русской невидимки" до "Вепря"

Военный обозреватель «КП» делится впечатлениями об увиденном и услышанном на международном авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском
Авиасалон МАКС-2017 не испытывает недостатка в интересных образцах новейшей техники.

Авиасалон МАКС-2017 не испытывает недостатка в интересных образцах новейшей техники.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

По пепельно-серой бетонке гигантского аэродрома я спозаранку добирался до выставки в автобусе - с самыми первыми ее посетителями. Авиасалон МАКС-2017 был плотно «утрамбован» разномастной публикой: чинные седоголовые конструкторы и инженеры, негромко бубнившие между собой на непонятном мне техническом «эсперанто», и весело галдящая молодежь – студенты какого-то московского авиаинститута. Подумалось, что я еду на выставку с прошлым, настоящим и будущим нашего авиапрома. Одним есть что показать, другим – что посмотреть. А посмотреть есть на что!

КРУЧЕ ЧЕМ «MADE IN USA»

Первым в длиннющих рядах разноцветных гражданских и военных самолетов на МАКСе стоял российский гигант (210 тонн!) – Ил-76МД-90А. На таком же транспортнике в далеком 1986-году я летел на афганскую войну.

- Это вам только кажется, что «на таком же», - сказал мне спец по радиоэлектронике Владимир Лобутев. - Наша машина от той, 30-летней давности, отличается, как деревянные счеты от компьютера!

И он как отец про любимое дитя стал азартно, пулеметной очередью, перечислять мне системы и агрегаты новой «начинки» самолета.

Я не выдержал, чтобы не попросить пустить меня в утробу Ила, где можно играть в футбол. Члены экипажа «вскладчину» обмундировали меня в летную форму и даже позволили посидеть в кабине на командирском месте.

Самолета-летающая лаборатория Ил-76ЛЛ с испытываемым двигателем ТВ-117-СТ.

Самолета-летающая лаборатория Ил-76ЛЛ с испытываемым двигателем ТВ-117-СТ.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Видели бы вы глаза этих людей, которые рассказывали мне про свою «ласточку»!

Лобутев вспоминал:

- Однажды Алжир устроил у себя конкурс нашего Ила и американского транспортника С-130. Ну и предложили нам полетать там. А жарища – 56 градусов! Мы завелись и полетели. А у американцев движки при такой температуре «не гребут». Они только ночью взлетели, когда жара спала. Алжирцы все поняли и предложили нам контракт на десяток машин. К тому же наш Ил стоит в 2 раза дешевле!

А еще у трапа нашего Ила я заметил белый листок с длинным перечнем двух десятков стран, «покупатели» из которых напросились смотреть российскую машину.

Такого интереса иностранцев к другим экспонатам я на МАКСе больше не замечал. Хотя вру – большая ажиотажная суета случилась на премьере нашего новейшего истребителя МиГ-35.

Члены экипажа «вскладчину» обмундировали нашего корреспондента в летную форму и даже позволили посидеть в кабине на командирском месте

Члены экипажа «вскладчину» обмундировали нашего корреспондента в летную форму и даже позволили посидеть в кабине на командирском месте

Фото: Виктор БАРАНЕЦ

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ИМЕНИННИК

Ему на выставке отвели самое почетное место, - как жениху на свадьбе. У него – свой персональный мультимедийный подиум, возле которого иностранцы толпились так, будто им представили НЛО. Китайцы нашу новую машину только «на зуб» не брали. Наши спецы поговаривают, что у инженеров и разведчиков из Китая особый нюх на «новье». Если они, «залипают» у какого-то экспоната, - значит именно там пролегает передовая прогресса.

Иностранцы толпой обступили представителя фирмы МиГ. Он с видом именинника объясняет:

- Наш МиГ-35 оснащён радиоэлектронной станцией «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой и новыми двигателями РД-33МК с системой всеракурсного управления и отклоняемым вектором тяги. Этот самолет творит в небе невозможное!

Миг-35 в воздухе над Жуковским.

Миг-35 в воздухе над Жуковским.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Я замечаю, как переводчик что-то бубнит по-английски на ухо вальяжному джентльмену с папкой, на которой лейбл «USA». Он перестает жевать свой бабл гум, ухмылка на его самоуверенной физиономии тает, а в глазах появляется озабоченность. И это тоже – психологическое отражение хроник МАКСа…

У С-400 «ДЕФИЦИТА» В ПОКУПАТЕЛЯХ НЕТ

В павильон нашего знаменитого концерна «Алмаз-Антей» иностранные спецы тянутся роями, как пчелы на цветущее гречишное поле. Возле зенитной ракетной системы С-400 замгенконструктора «Алмаза» Владимир Гаспарьянц беседует с двумя холеными арабами. Они въедливо расспрашивают об оружии. Так обычно докапываются до мелочей покупатели с о-о-очень серьезными намерениями. У Гаспарьянца – величественный вид «продавца», который хорошо знает цену своему товару. Я спросил арабов - «Комсомольская правда» хочет знать правду — зачем вам С-400?

Наши конструкторы поясняют арабам, что это самая популярная газета в России.

- Мы знаем эту газету, - настороженно отвечает араб. - Но мы не имеем права публично комментировать свои намерения… И даже называть страну, которую мы представляем… Коммерческая тайна…

- Они боятся, чтобы об их желании купить С-400 не пронюхали в США, - сказал мне коллега Гаспарьянца, - так что тут не только коммерческая тайна, но и большая политика. США очень ревниво реагируют на продвижение нашего оружия на Ближний Восток. Но в покупателях у нас «дефицита» нет.

БЕССМЕРТНЫЙ «ВЕПРЬ»

На МАКСе показывают народу свою продукцию не только концерны-гиганты, но и небольшие фирмы типа российского «Вепря». Его передвижные электростанции идут нарасхват и на «гражданке», и в армии, и в МЧС. Кстати, китайцы пытались копировать их, но получился жалкий контрафакт. А о надежности «Вепря» по МАКСу уже ходят легенды:

- Был случай, - с улыбкой рассказала мне представитель фирмы Елена Кайнова, - на Ямале газовики ушли с участка, но забыли отключить заваленный снегом наш газотурбинный генератор. Так вот, как потом оказалось, он без остановки проработал 50 тысяч часов!

«СТЕЛС» ПО-НАШЕМУ

На МАКСе у каждого экспоната можно услышать: «уникальный» и «не имеющий аналогов в мире». И лишь желчный циник, привыкший уповать на «отсталость Рашки», проскулит: «Да что там на МАКСе нового?». Не верьте ему. Нового на МАКСе МНОГО! Надо только захотеть увидеть. Любители восхищаться прогрессом Запада, уже «все мозги вынесли» своими комплиментами технологии «стелс», делающей технику невидимой для приборов врага. Между тем, в России уже создан радиопоглощающий материал, который не уступает этой «стелс». Когда Владимир Путин после открытия МАКСа прошелся по выставке, он тоже «залип» возле стенда АО «Радиоэлектроника», на котором демонстрировался этот самый материал, которым уже покрыт один из кораблей нашего ВМФ.

- Вы должны понимать, что президент «просто так» возле экспонатов не останавливается, - многозначительно сказали мне тут, - он знает, на что смотреть. Вот этот материал он даже пощупал, - мол, что за диво-дивное…

Я тоже подошел к этому маскировочному материалу и тоже пощупал его...

И если вы интересуетесь технологией «стелс», то почитайте спецжурналы США с вот такими выводами: «Кажется, русские не только догнали нас, но и на ряде участков ушли вперед»…