Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды30 июня 2017 7:30

Кто стрелял в Ван Гога?

Три фильма ММКФ, которые стоит посмотреть в прокате
Режиссеры фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент" сотворили немыслимое: сняли первый анимационный фильм, рисованный маслом

Режиссеры фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент" сотворили немыслимое: сняли первый анимационный фильм, рисованный маслом

Фото: кадр из фильма

Я на кинофестивалях новичок. Потому и смотрю на фильмы не глазами критиков. Их здесь толпы, толпы!

А глазами рядового потребителя.

Что могу сказать.

Мнение мое с кинокритиками сильно расходится.

И на ММКФ, который завершается сегодня, у меня были совсем другие предпочтения.

Во-первых, как и большинство обычных зрителей, я сразу отмела для себя все фильмы с остросоциальной тематикой.

Я социальные фильмы, сделанные по идеологическому заказу, еще с советских времен не люблю. И мне все равно, кого они прославляют: славу КПСС или свободу беженцев, геев и трансгендеров.

Я - страшно сказать - в кино хожу не социально просвещаться, а за эстетическим удовольствием.

И фильмы, способные его доставить, на ММКФ есть! Жаль, я успела посмотреть немного. И ни один из понравившихся мне фильмов ни в семерку, ни в десятку, лучших по мнению критиков разных изданий не вошел. Что с того? Одежду с показов высокой моды тоже в обычной жизни можно надеть лишь под угрозой пистолета. Поэтому рискну предложить вам мой личный скромный рейтинг и несколько наблюдений неофита.

"С любовью, Винсент"

Давненько меня так - до хруста ребер - не давили в очереди, как в кинотеатре "Октябрьский" при попытке зайти в зал по карточке аккредитации на фильм "Ван Гог. С любовью, Винсент".

Последний раз, кажется, это было в очереди за водкой по талонам, куда я перед днем рождения забрела в 1989 году.

Причем и контингент оказался похож. Преобладала разнообразная интеллигенция. И какой-то матерящийся дюжий мужик, с криком: " Я тебе счас толкну! Я так, блин, толкну!!!" таранящий торсом мессиво из кинокритиков. Все-таки тонка у нас пленка культуры, при любой угрозе дефицита тут же рвется.

Необилеченные аккредитованные граждане так сплотились в борьбе за право попасть в зал, что даже не хотели пускать туда съемочную группу. -А зачем вам? - задорно выкрикивала какая-то бойкая девушка в очках. -Вы же уже этот фильм видели!

-И попробуйте только наши муки не оправдать! - пискнула какая-то полураздавленная дама.

Но ожидания они оправдали. Даже с лихвой.

Это феерическое кино, особенно для тех, кто любит Ван Гога. Потому что режиссеры Дорота Кобеля и Хью Велчман сотворили немыслимое: сняли первый анимационный фильм, рисованный маслом. Так написано в аннотации. А если по простому: оживили полотна Ван Гога. Перенесли действие прямо в их глубь. В безумно желто-красные поля, под сень диковато ярких встрепанных деревьев, в кричаще синее ночное кафе под вымороченным светом фонарей и звезд.

115 художников рисовало это великолепие. Так что поначалу ты ахаешь от каждого распахивающегося перед тобой кадра, видя, как из вангоговских домиков идет дым, колышатся кусты и колосья на полях, двигаются люди, знакомые по портретам. Каждый из 65000 кадров ( только представьте!) - это выполненная в технике Ван Гога картина! Но фильм - нисколько не парад оживших полотен. В нем прекрасно сделанный детективный сюжет, когда, пытаясь доставить письмо застрелившегося Ван Гога адресату, сын почтальона начинает расследовать обстоятельства смерти художника. И тут такое открывается!

Если честно, я про это прежде не читала - пропустила новую биографию Ван Гога, которую в 2011 году написали Стивен Найфех и Грегори Уайт-Смит. Они в результате расследования и кропотливой десятилетней работы предложили свою версию его гибели. И даже назвали предполагаемого убийцу. Но если собираетесь смотреть это кино - не спешите лезть за ним в интернет. Так будет интереснее.

Тем более, картину обещают выпустить в российский прокат.

...Пишу, а краски фильма так и стоят перед глазами, кружатся, затягивая в ту яркую необычную вселенную, которую Ван Гог нарисовал. Может, он потому так и страдал, что жил в ней один. А теперь два часа сможем пожить и мы...

Чем не угодил "Молодой Годар"

Я сначала удивилась: ну почему этот фильм не попадает в разные топы внеконкурсных предпочтений наших критиков. Что еще надо: биография прогрессивного режиссера, живого классика кино. Интересная история его романа с Анной Вяземски, девушкой из старинного русского рода и внучкой знаменитого французского писателя Франсуа Мориака, увлекшейся сначала Годаром, а потом и маоисткой левизной. Снявшейся в его марксистком фильме "Китаянка", где сплелись вместе цитаты из Мао, "Бесы" Достоевского, бурление антибуржуазного студенческого кружка, в котором, кстати, сам Годар видел немало забавного.

"Молодой Годар" выйдет в российский прокат в ноябре. Не пропустите!

"Молодой Годар" выйдет в российский прокат в ноябре. Не пропустите!

Фото: кадр из фильма

А потом прочитала. Оказывается, режиссера Мишеля Хазанавичуса ( кстати, это он поставил побивший кассовые рекорды фильм "Артист") упрекают в снижении образа Годара как пламенного борца и называют за это кто дураком, а кто и похлеще...

При этом перед нами тонкий, остроумный, нежно-бережный фильм про молодое ребячество гения. Про его любовь, которой все время мешают идеи всеобщей революции - иногда ну в самый неподходящий момент. Про то, как умозрительные доктрины расходятся с правдой жизни. И возомнивший себя пламенным трибуном Годар пытается преподнести массам свою маоисткую "Китаянку" , а рабочие спрашивают у него, нет ли нового фильма наподобие "На одном дыхании" ...

И зал часто смеется, кстати, как и зал в Каннах, где уже была показана эта картина. И сочувствует герою, которого блестяще играет неузнаваемый здесь красавчик Луи Гаррель. И действие несется к финалу расставания, о котором мы уже знаем. Но все же слегка сожалеем...

Кстати, говорят, самой Анне Вяземски фильм, созданный на основе ее воспоминаний о Годаре, понравился. И почему-то я верю ей больше, чем критикам, утверждающим: они лучше знают, каким он парнем был.

Этот очень живой, ироничный и яркий фильм выйдет в российский прокат в ноябре. Не пропустите!

Неелова, Фрейндлих и Миронов - карпы отмороженные

Я бы и не рекомендовала этот фильм к просмотру. Но - такие звезды вместе! Даже удивительно, как так - взять великолепных, блестящих, лучших актеров. Неелову, Фрейндлих и Миронова.

И поставить такой средненький фильм. Не настолько плохой, чтобы вот прямо хотелось выскочить и убежать. Актеры играют отлично.

Вот только играть им нечего. История такова.

Пожилая учительница в забытом Богом поселке ( Марина Неелова), узнала, что может умереть в любой момент. И решила избавить уехавшего в город занятого сына, заделавшегося бизнес-тренером ( Евгений Миронов) от хлопот по организации похорон. Полфильма она ходит по разным учреждениям, собирая справки, покупая гроб и еду для поминок. Вторую часть фильма она старается помереть, позвав для этого лучшую подружку (Алиса Фрейндлих). Скажу сразу - Фрейндлих в фарсовой роли бомжеватой деревенщины великолепна. А где она плоха, скажите? Зал хохочет, стоит только ей появиться на экране.

Неелова тоже хороша. Грим ее преобразил, но камера заглядывает ей в глаза, там бьется живое чувство. Только там, на дне глаз.

"Карпы отмороженные"

"Карпы отмороженные"

Фото: кадр из фильма

Потому что характеры у героев картонные, история по-газетному плоская, внутреннего движения почти никакого. Даже грязь на улицах - вполне узнаваемая - кажется ненастоящей. Такое впечатление, что люди в этом кино не отбрасывают теней. И метафора с обращающим всех на путь истинный карпом (кто-то даже - о господи! - увидел в нем как в рыбе символ христианства) - надуманная и банальная. Но все же сравнение напрашивается. Там по сюжету учительница засовывает в морозилку еще живого карпа, потом его размораживает, он оживает, и она выпускает его в корыто. Карп там плавает, но время от времени бьет хвостом и из тазика выскакивает. Открывает рот, бьется - а реки нет.

Вот именно это самое произошло с прекрасными артистами.

Их посадили в мелкое корыто сценария и режиссерского решения ( режиссер Александр Котт). А глубины нет. Бьются они, родимые, как тот карп, пытаются нырнуть в глубину, на которой привыкли существовать.

А там уже только жесткий пол.

Есть, правда, несколько очень смешных сцен. Фрейндлих добавила ярких красок. Что ж, иногда стоит просто посмотреть на любимых артистов, закрыв глаза на огрехи. Вон Алиса Бруновна перед сеансом просто шла на сцену, а зал истово аплодировал ей несколько минут. Мне показалось - это были лучшие минуты фильма...