Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наука18 июня 2015 13:40

Сергей Прокудин-Горский:… и на фотографии появились краски

Его работы были важны для развития цветной фотографии и кинематографа [видео]
Сергей Михайлович создал уникальную коллекцию фотографий России

Сергей Михайлович создал уникальную коллекцию фотографий России

Кто знает, как выглядели бы сейчас наши снимки из отпуска, селфи и любимые фильмы без Сергея Прокудина-Горского! Работы русского фотографа и изобретателя очень важны для развития цветной фотографии и цветного кинематографа.

Впрочем, называть нашего соотечественника изобретателем цветной фотографии нельзя. Еще в 1861 году англичанин Джеймс Клерк Максвелл сумел сделать первый в мире цветной фотоснимок. Для этого он три раза снял одну и ту же пеструю ленту через разные фильтры - зеленый, красный и синий. А потом через те же фильтры освещал получившиеся негативы. Метод назвали цветоделением. Конечно, это был лишь первый эксперимент, и до полноценного применения цветной фотографии было еще далеко. Технику совершенствовали ученые и изобретатели всей Европы и России.

В том числе и Сергей Михайлович Прокудин-Горский, наследник старого дворянского рода из Владимирской губернии. Предки его еще в битве на Куликовом поле сражались! На семейном гербе Прокудиных-Горских в знак об этом историческом событии изображена речка Непрядва. О детстве Сергея Михайловича сведений сохранилось очень мало. Отец его служил на Кавказе, в Тифлисском гренадерском полку. После женитьбы поселился в родовом имении Фуникова Гора, потом служил на разных должностях во Владимире и Санкт-Петербурге. Родители развелись, когда Сергей был еще ребенком.

Прокудин-Горский учился в Александровском лицее в Санкт-Петербурге, слушал лекции в Петербургском университете, Императорский Военно-медицинской академии, брал уроки живописи в Академии художеств... В 1890 году Сергей Михайлович поступает на службу в Демидовский дом призрения трудящихся - социальное заведение для девочек из бедных семей, которое относилось к Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны. Там он проработал десять лет.

В том же году Сергей Михайлович женился на Анне Лавровой, дочери генерал-майора артиллерии, ученого-металловеда и директора Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Александра Степановича Лаврова. Прокудин-Горский с молодой женой поселился в Гатчине, у них родились трое детей. А по совместительству с госслужбой Сергей Михайлович работал на предприятиях тестя - тот сделал его директором правления.

Прокудин-Горский создал сенсибилизатор, делающий фотографическую пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Прокудин-Горский создал сенсибилизатор, делающий фотографическую пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Кстати, и в Русском техническом обществе первый его доклад был «О современном состоянии литейного дела в России», а уж потом все мысли Прокудина-Горского заняла фотография - он выступил с докладами «О фотографировании падающих звезд», «О печатании с негативов», «О фотографировании ручными фотоаппаратами», участвовал в фотовыставках. В 1901 году Сергей Михайлович открыл в Петербурге «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую» - по сути, он одним из первых решил превратить увлечение фотосъемкой в бизнес. Позже, в 1914 году, он создаст акционерное общество «Биохром». С 1906 по 1909 год Прокудин-Горский возглавлял редакцию журнала «Фотограф-любитель». А главное - научился делать цветные фотографии такого качества, как никто прежде.

В чем революционность изобретений Прокудина-Горского? Он получил патент на сенсибилизатор - вещество сложного состава для повышения чувствительности фотоматериалов к свету, которым покрывались пластины для фотографий. Сенсибилизаторы применяли и раньше, но прокудинский делал пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Кроме того, Прокудин-Горский использовал не три пластины, как тогда было принято, а одну: она сдвигалась по вертикали для съемки в трех разных цветах. А это намного быстрее, чем менять пластины. В итоге цветной снимок получался моментально (по меркам столетней давности). И изображение было очень естественным, благодаря лучшей - опять же для своего времени - цветопередаче.

Больше семи лет фотограф путешествовал по России, чтобы запечатлеть жизнь страны.

Больше семи лет фотограф путешествовал по России, чтобы запечатлеть жизнь страны.

В общем, Прокудин-Горский научился делать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено», - так оценила изобретение соотечественника «Петербургская газета».

Возможно, успешное применение химии было не случайным: помните, Сергей Михайлович слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета? А преподавал там - ни много ни мало! - Дмитрий Менделеев, изобретатель периодической системы элементов. Менделеев, кстати, именно в те годы занимался ортохроматизмом - то есть вопросами правильной передачи цвета, хотя и применительно к черно-белой съемке.

Уникальные фотографии сегодня позволяю увидеть как жила Россия до революции.

Уникальные фотографии сегодня позволяю увидеть как жила Россия до революции.

Кроме того, Прокудин-Горский смог заметно уменьшить выдержку (благодаря его методу для экспозиции снимка хватало всего секунды), изучал технические аспекты фотосъемки падающих звезд или метеоритных дождей, съемку ручными, то есть компактными, камерами, аэрофотографию - этому искусству он даже обучал русских летчиков во время Первой мировой войны. Все эти темы близки и современным фотографам - профессионалам и любителям.

Сергей Михайлович объехал всю страну.

Сергей Михайлович объехал всю страну.

А еще наш соотечественник первым в мире показал цветные слайды. Негативы фотографа-изобретателя были столь высокого качества, что с них получались отличные цветные отпечатки - практически современного уровня, признают эксперты. Но все-таки лучше всего они выглядели на экране, когда их показывали с помощью проектора. Такие показы фотограф устраивал в Академии художеств, в Императорском Русском техническом обществе и других собраниях Москвы и Санкт-Петербурга. Он, кстати, был членом Императорского Русского географического общества, Императорского Русского технического общества и Русского фотографического общества.

Побывал он и в Средней Азии.

Побывал он и в Средней Азии.

В Европе коллеги признавали ценность изобретений Прокудина-Горского и небывалый для своего времени технический уровень его фотографий. В 1900 году черно-белые фотографии Прокудина-Горского представляли на Всемирной Парижской выставке как одно из достижений нашей страны. Он участвовал в научных конгрессах и фотовыставках в Италии, Франции, Германии. В 1906 году получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене.

Работы ученого и фотографа наследники продали библиотеке Конгресса США.

Работы ученого и фотографа наследники продали библиотеке Конгресса США.

По части коммерческого применения цветной фотографии Прокудин-Горский тоже был первооткрывателем: первым сделал цветные открытки с видами российских курортов в Крыму и на Кавказе - Сочи, Новороссийска, Гагр, Севастополя, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Киева, Одессы, Риги (все эти города тогда были в составе Российской империи). Увы, из-за Первой мировой войны проект так и остался на стадии стартапа, говоря современным языком. Делал он фотопортреты великих современников - Льва Толстого, Федора Шаляпина. Снимал членов царской семьи.

Цветные пленочные диапозитивы для кинематографа были запатентованы Прокудиным-Горским в Германии, Англии, Франции и Италии. В начале 1920-х российский изобретатель в Англии получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».

К тому времени он успел перебраться из России в Норвегию, оттуда в Великобританию, а с 1922 года осел во Франции, где и жил до самой смерти. В 1920 году женился во второй раз, на своей сотруднице Марии Щедриной, у них родилась дочь. И хотя Прокудин-Горский вел дела даже с пионерами кинематографа братьями Люмьер, никакого коммерческого успеха кино ему не принесло. Во Франции вместе с сыновьями он создал фотоателье. В 1930-х годах Сергей Михайлович много выступал с лекциями и показами своих фотографий - хотел, чтобы русские эмигранты, увезенные из России еще детьми или родившиеся во Франции, увидели всю красоту своей родины в «истинных цветах». Умер Прокудин-Горский практически сразу после освобождения Парижа от фашистов - в 1944 году. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Ну чем не качество современной цифровой фотографии?

Ну чем не качество современной цифровой фотографии?

Пожалуй, дело жизни для Прокудина-Горского - создание «Коллекции достопримечательностей Российской империи». По сути, масштабного фотопутеводителя по нашей стране, от Балтийского моря до Тихого океана. Волга, Урал, родная Владимирская губерния, Рязань, Суздаль, Бородино, Каспий, Туркестан, Кавказ, Кольский полуостров, Соловецкие острова... Экспедицию организовали с размахом, потому как идею поддержал император Николай II. И цель была благородной: Прокудин-Горский хотел показывать слайды в школах и училищах России.

Прокудина-Горского снабдили пароходом, автомобилем и специально оборудованным для фотосъемки и обработки негативов железнодорожным вагоном. Это сейчас камеры цифровые, ничего не нужно проявлять и закреплять, и обрабатывают снимки на компьютере. А тогда фотосъемка была делом совсем «непоходным»: химикаты нужны, темная комната и много чего еще.

«Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении», - пишет фотограф. Снимал он пейзажи и городские виды, монастыри и бытовые сцены.

В общей сложности проект продолжался семь лет, с 1910 по 1916 год, с перерывами из-за Первой мировой войны. Кстати, после эмиграции Прокудин-Горский хотел и для Франции сделать подобную фотоколлекцию - запечатлеть исторические памятники европейской страны и ее заморских колоний. Частично идею реализовал сын Дмитрий: он собрал каталог фотопортретов французских женщин в национальных костюмах.

Уникальные цветные фотографии Сергея Прокудина-Горского его наследники в 1948 году продали Библиотеке конгресса США. Долгое время о них не вспоминали, и лишь в начале XXI века снимки оцифровали и выложили в интернет.

О гениальном изобретателе и энтузиасте снова заговорили в России и во всем мире, сняли телевизионный фильм «Цвет нации», устроили выставки его фотографий на родине и в США. В Москве выставка «Россия в цвете» прошла просто на ура: сейчас мы все путешествуем с камерами и смартфонами, но никто и не подозревал, какие удивительные снимки нашей страны были сделаны сто лет назад.