Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество8 апреля 2015 14:59

Россиянин, согласившийся на первую в мире пересадку головы: «Я знаю, что могу умереть. Но уже не отступлю»

У Валерия Спиридонова тяжелейшее генетическое заболевание. Спасать его взялся итальянский профессор из Турина - «пришив» парню новое тело [видео, аудио]
Валере 30, живет во Владимире, отучился в университете, работает программистом. Казалось бы - все как у всех

Валере 30, живет во Владимире, отучился в университете, работает программистом. Казалось бы - все как у всех

Фото: СОЦСЕТИ

Валере 30, живет во Владимире, отучился в университете, работает программистом. Казалось бы - все как у всех. С той лишь разницей, что он всю жизнь прикован к инвалидной коляске. И вообще должен был умереть еще 28 лет назад.

- У вашего малыша болезнь Верднига-Хоффмана, - врачи оглушили родителей Валеры непонятным диагнозом, когда мальчику не исполнилось даже года. Он практически не шевелил ножками, не мог сидеть, ронял головку на грудь. А следом - новый приговор:

- С такой болезнью обычно не доживают до двух лет. Извините...

У Валерия Спиридонова тяжелейшее генетическое заболевание

У Валерия Спиридонова тяжелейшее генетическое заболевание

Фото: СОЦСЕТИ

А Валера жил. Год за годом ломал медицинские догмы. Не просто отучился в универе, а на дневном отделении. Не просто работает программистом, а удаленно на столичную фирму. Кроме того, парень помогает детям-инвалидам - во владимирских школах внедряются программы дистанционного обучения, которые Валерий разработал лично. Плюс - он член Молодежной думы Владимирской области, помощник депутата местного Законодательного собрания, участник нескольких молодежных форумов «Селигер»...

Но болезнь не отпускает, и никто не знает, что будет завтра

Но болезнь не отпускает, и никто не знает, что будет завтра

Фото: СОЦСЕТИ

Но болезнь не отпускает, и никто не знает, что будет завтра: парень борется, однако уже почти не владеет своим телом - все эти годы его мышцы не растут, не развиваются и каждую минуту медленно умирают. А два года назад узнал об уникальном проекте итальянского нейрохирурга Серджио Канаверо: доктор заявил, что готов провести первую в мире операцию по пересадке головы - от больного человека к телу здорового. Фантастика! Но Валера готов хвататься за любую соломинку:

- Я отыскал этого профессора в интернете, написал ему - благо, английским владею свободно, - рассказывает парень. - Если честно, не очень верил, что он откликнется. Но Серджио ответил! Сказал, мой случай подходит идеально, если можно так выразиться. Он искал пациента именно с таким диагнозом. Все это время мы общаемся по электронной почте или по скайпу, обсуждаем перспективы операции. Мама меня поддерживает - тем более, она профессиональный детский психолог. Папа 16 лет назад погиб в автокатастрофе, но, думаю, и он бы не возражал.

- Тебе... не страшно? Ну вот просто - по-человечески...

- Я не знаю... Канаверо честно предупредил: есть риск, что после операции я погибну. Но если не пойти на нее... Я ведь, наверное, тоже... погибну. Я прекрасно все осознаю - успел кучу литературы перелопатить. Но уже решил: не отступлю. С другой строны, если запрятать подальше разговоры о страхах, это же просто интересно! Почувствовать себя героем фантастического романа - почти как в космос слетать.

- Кто-то сейчас прочитает статью и наверняка начнет о морали рассуждать: мол, неэтично это и все такое...

- А пересадка печени, сердца - тоже не этично?

И вообще должен был умереть еще 28 лет назад

И вообще должен был умереть еще 28 лет назад

Фото: СОЦСЕТИ

... Врач объяснил Спиридонову: донорами нового тела для него могут стать люди, погибшие из-за травм головного мозга. Или казненные преступники. И особого выбора не дадут: шансов, что все пройдет успешно, что будет полная совместимость по крови и тканям, - один к 17 тысячам.

Правда, дата операции еще не назначена. Профессор Канаверо и денег пока не нашел, и нужный штат - 150 врачей и медсестер - не набрал. Летом этого года профессор повезет свой сенсационный проект в американский Аннаполис на нейрохирургический конгресс. Позвал туда и нашего Валеру.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Жизнь после операции может оказаться недолгой

- С медицинской точки зрения речь идет о трансплантации большого комплекса донорских органов - целого человеческого тела, которое нужно присоединить к голове и мозгу пациента, - пояснил «КП» заведующий лабораторией регенеративной медицины ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева, биофизик Александр Жаворонков. По словам ученого, такая операция - безусловно, самая сложная разновидность трансплантации, однако непреодолимых преград для ее проведения нет. Более того, нынешний уровень развития медицины позволяет хоть сегодня выполнить то, что задумал итальянский нейрохирург. «Нам уже известны все кубики механизма - какие сосуды, окончания нервов необходимо соединить, как это делается - осталось только собрать «кубик рубика», - поясняет Жаворонков.

После такой уникальной трансплантации человек может восстановиться настолько, чтобы разговаривать и ходить, считают эксперты. Но... увы, вряд ли он проживет долго. Дело в том, что наш мозг вырабатывает огромное количество белков-гормонов, поступающих в кровь, а «новое» тело будет воспринимать это как массированное чужеродное вторжение, начнутся масштабные воспаления. В то же время, как и при любой трансплантации, «восстанет» иммунная система организма. Чтобы не погибнуть, человеку придется постоянно принимать препараты-иммуносупрессоры (подавляющие иммунитет) и одновременно блокировать выработку гормонов в мозге, заменяя ее мощнейшей гормональной терапией. «Скорее всего, в таком режиме пациент долго не проживет, однако подобные случаи могут стать уникальной возможностью для более глубокого изучения человеческого организма, его особенностей и резервов», - отмечает Александр Жаворонков.

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

"Мы готовы убедить Валерия не совершать такой грех"

Протоиерей Владимирской епархии Сергий Фестинатов:

- По православным канонам душа и тело в человеке едино. Я не одобрительно отношусь к этой затее Валерия потому, что своим поступком он делает вызов Богу. Ведь по православным канонам, именно Он определяет, сколько человеку отпущено жизни на земле. А этот юноша хочет сам стать хозяином своей жизни. Так он навсегда потеряет для себя возможность спасения своей Вечной жизни. Кроме того, в случае, если операция не удастся, то получится так, что юноша сознательно пошел на самоубийство. А это большой грех! Скорее всего, этот человек доведен отчаяния. Но церковь всегда готова помочь заблудшей душе. Если будет нужно, мы приедем к Валерию и постараемся убедить его не совершать грех.

СПРАВКА "КП"

Нейрохирург из госпиталя Турина, Серджио Канаверо, обрел всеитальянскую славу и прозвище «доктор Франкенштейн» в 2013 году, когда заявил в интервью популярному журналу «Панорама» о своей готовности пересадить голову от одного тела к другому.

Надо сказать, что местные трансплантологии и коллеги по цеху вкупе со специалистами по реабилитации больных с травмой позвоночника сразу отнеслись к его идеям скептически.

Одни называли его гением, другие сравнивали с другим «тружеником от науки», Давидэ Ваннони, обещавшем излечить больных раком детей, выращивая стволовые клетки «при помощи крыс», то есть, по сути, назвали Серджио шарлатаном. Не осталась равнодушной и Католическая церковь, назвав его работы нео-евгеникой и трансгуманизмом чистой воды.

Скепсис коллег, «несовершенство законодательства Италии» и непонимание патриархов в итоге вынудили его обратить взор на США, «страну, где наука довлеет над предрассудками».

По признанию самого доктора Франкенштейна, он черпал вдохновение в исследованиях американца Роберта Вайта, проводившего аналогичные опыты в 70-х годах прошлого века на обезьянах. По мнению Канаверо, если скрестить опыт более чем сорокалетней давности с современными нанотехнологиями, все получится. Именно супер нано-нож и нано-молекулярный клей, призванный срастить нервные окончания, являются залогом успеха мероприятия, который сам ученый оценивает в 95 процентов.

При этом на возражения специалистов по реабилитации пациентов, перенесших травму позвоночника, отвергающих возможность сращивания верхних отделов (непосредственно соединяющихся с головным мозгом) спинного мозга, доктор ответил, что «эти ретгограды не знают и половины о том, как работает этот орган».

А вот обвинения религиозных деятелей парировал тем, что «голова тела-донора будет сразу кремирована и похоронена по желанию усопшего».

Кроме того, уверен, что помимо помощи обездвиженным больным, его метод позволит получить пожилым реципиентам и «вторую молодость», поскольку «кровь и гормоны от более молодого тела оздоровят не только старый мозг, но и мышцы, кожу лица. И это более реально, чем проект нейроуправляемого аватара».

Кроме того, претендует и на роль первооткрывателя загробной жизни. По его мнению, голова во время пересадки получит, в отличии от испытавших клиническую смерть, «настоящий предсмертный опыт» и «когда вернется, сможет рассказать, что там видела», и это будет «бесспорным доказательством сознания после смерти».

Интересным является и тот факт, что проблем с телами-донорами у него не было – многие были готовы завещать свои останки после смерти. А вот желающих отдать голову – намного меньше. По началу, по его же словам, главными страждущими были трансвеститы, хотевшие получить тело другого пола, и престарелые миллионеры.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Борис ГАЙДАР, хирург

- Павлов пересаживал вторую голову. А вообще нужно почитать классиков, "Голова профессора Доуэля" Беляева. Я считаю, что это афера. Ни один разумный хирург не может пойти на такой шаг. Это не проблема медицины, здесь все совершенно другое. Я считаю, что эти планы афера чистейшей воды. Павлов пересаживал вторую голову собаке, они обе питались. На пути жизни головы на чужом теле много биологических барьеров, которые мы не можем преодолеть. Поэтому я считаю это аферой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Нейрохирург Серджио Канаверо: «Я готов к первой пересадке головы человека»

Итальянский ученый заявил, что сенсационная трансплантация станет возможной уже через два года

Голова профессора Доуэля из романа Александра Беляева, скорее всего, уже скоро перестанет казаться фантастикой. В последнем номере одного из самых влиятельных в мире научных журналов, который публикует новейшие разработки в области нейрохирургии, Surgical Neurology International итальянский нейрохирург Серджио Канаверо (Sergio Canavero) сделал сенсационное признание: уже через два года проведение операции по пересадке человеческой головы станет делом совершенно обыкновенным. И уверяет, что уже почти завершена подготовка практической базы для такой процедуры. (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Мама уральской девочки с болезнью Верднига-Гоффмана: «Мы бы не согласились пересадить дочке голову!»

Маленькую Олю Говорухину из Екатеринбурга уже 9 лет медленно парализует недуг, с которым борется программист из Владимира, решившийся на опаснейшую операцию

На днях «Комсомолка» писала о русском программисте Валерии Спиридонове, который согласился на… пересадку головы! У мужчины редчайшая болезнь Верднига-Гоффмана – его мышцы постепенно атрофировались, и теперь он может шевелить только головой и пальцами рук. (подробности)

ВОПРОС РЕБРОМ

Пересадка головы русского программиста - научный прорыв или ложная надежда?

Наш корреспондент попросила эксперта прокомментировать сенсационную новость о пересадке головы мужчине, страдающему от спинальной амиорофии Верднига-Гофмана

Весь мир облетела потрясающая новость: итальянский хирург Серджио Канаверо повторит научный подвиг профессора Доуэля. Только не на бумаге, а в реальности. И даже донор головы есть - наш русский парень, 30-летний программист из города Владимира Валерий Спиридонов. (подробности)

Интервью с Валерием Спиридоновым слушайте на Радио "Комсомольская правда":

Нейрохирург Борис Гайдар в эфире Радио "Комсомольская правда" - о пересадке головы: