Звезды

Россия выдвинула на "Оскар" "Левиафана"

Но попадет ли фильм в пятерку номинантов на престижнейшую кинопремию, мы узнаем только в январе
Учитывая нынешнюю напряженную обстановку, как пить дать, Звягинцеву повезет

Учитывая нынешнюю напряженную обстановку, как пить дать, Звягинцеву повезет

Фото: РИА Новости

Семья Михалковых в последнее время с новой силой полюбила письма и обращения: кроме Никиты Сергеевича, высказался его родной брат Андрей Михалков-Кончаловский. Совсем по другому поводу, правда. В открытом письме в Оскаровский комитет России (тот самый, который решает, какую картину выдвинуть от страны на соискание "Оскара"), он потребовал ни в коем случае не выдвигать его новый фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Дескать, он не хочет номинироваться на голливудскую премию в ситуации, когда сам постоянно критикует "голливудизацию" российской культуры. И вообще, не так уж хорош этот "Оскар": хватит Западу талдычить о своем культурном доминировании! Развитие мирового кинематографа определяют не столько англоязычные фильмы, сколько картины художников "из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе", и смешно, что им отводится всего одна категория "Лучший фильм на иностранном языке".

Пикантность в том, что фильм Кончаловского в любом случае не мог номинироваться. Американская киноакадемия требует, чтоб представленные картины до 1 октября хотя бы неделю шли в коммерческом прокате в стране, которая их выдвигает, а история про почтальона в наш прокат ни в каком виде пока не выходила. Но не высказаться дальневосточный художник Кончаловский не смог.

Авторы фильма "Левиафан" – режиссер Андрей Звягинцев и продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов – поступили очень рационально. В широкий прокат их картина выходит только 13 ноября, но в сентябре ее неделю показывали в одном питерском кинотеатре (куда билеты стоили по 2000 рублей). В итоге картина с полным правом могла быть выдвинута на "Оскар". И она выдвинута.

Весной "Левиафан" получил приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале. И тогда же удостоился великолепной прессы: в крупнейших западных газетах, будь то Le Figaro, The New York Times или The Guardian (где картину назвали "новым русским шедевром" и "фильмом, полным подлинного величия"), появлялись восторженные рецензии. В США прокатом и рекламной кампанией "Левиафана" занимается Sony Pictures Classics – она собаку съела на продвижении картин на "Оскар". Все это – уже очевидный повод выдвинуть Звягинцева, у которого к тому же ни одного серьезного конкурента попросту не было (не считать же конкурентом комедию "Горько!" - очень славную, но рассчитанную главным образом на русскую аудиторию). Если присмотреться, можно найти в "Левиафане" недостатки, но лично мне, видевшему фильм на закрытии "Кинотавра", сейчас они плохо вспоминаются, и обсуждать их не хочется. Вспоминается ощущение, что это выдающаяся картина, реально лучший российский фильм года.

Но проблема в том, что "Левиафан" – очень серьезная и жесткая драма, резко критикующая положение дел в нынешней России: там и местная власть ужасная, и попы плохие, и судьба главного героя (Алексей Серебряков), человека честного и неплохого, оказывается поистине чудовищной. Все пьяные, а некоторые еще (о ужас) ругаются матом. Все это пойдет в разрез с государственной культурной политикой. Возможно, найдутся кинодеятели (не будем показывать пальцем на их усы), кто снова со скорбным видом сообщит, что на Западе привечают только те картины, где показано, какая Россия плохая.

По счастью, Оскаровский комитет ничего этого не испугался.

Между прочим, шансы на победу у "Левиафана" немаленькие вот еще по какой мистической и необъяснимой причине: наши фильмы получают "Оскары", как только Россия ссорится с Западом. В 1969 году, вскоре после того, как советские танки прокатились по пражским улицам, статуэтку получила "Война и мир" Бондарчука. В 1981 году мир обсуждал советские войска в Афганистане, и бац – "Оскар" достается "Москва слезам не верит", причем никому на Западе не известный Владимир Меньшов триумфально обходит Акиру Куросаву и Франсуа Трюффо. 1995 год, русские войска в Чечне, Михалков с дочкой – на сцене, получают статуэтку за "Утомленных солнцем". Учитывая нынешнюю напряженную обстановку, как пить дать, Звягинцеву повезет.