Премия Рунета-2020
Владимир
+8°
Boom metrics
Интересное28 октября 2020 7:00

Системный подход к медицине, стимулирующие выплаты и «квартирный вопрос» как решение проблемы кадрового голода

Тема, которая всегда «искрит»: октябрьское заседание комитета по социальной политике Законодательного собрания Владимирской области вылилось в полемику о региональной системе здравоохранения
Председатель комитета по социальной политике Сергей Бирюков.

Председатель комитета по социальной политике Сергей Бирюков.

Да и могло ли быть иначе, если медицинская сфера стоит на передовой в борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Covid-19 настолько обнажил все проблемы регионального здравоохранения, что депутаты социального комитета просто не могли обойти их стороной. И повестка к этому располагала.

Отчет не отражает реальных проблем

В первую очередь, на заседании профильного комитета Заксобрания депутаты предметно обсудили результаты независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере. Процедура эта обязательная и касается сфер культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания. Ежегодный отчет губернатора по этой теме предусмотрен законом. Экспертами выступают члены специально созданных по каждому из направлений общественных советов и сами жители, высказывающие свое мнение в ходе анонимного анкетирования. Свои выводы аналитики предоставляют в соответствующие департаменты областной администрации. В числе специалистов, привлеченных к проведению независимой оценки – детский омбудсмен Геннадий Прохорычев, председатель ассоциации родителей детей-инвалидов Свет» Любовь Кац, член совета Общественной палаты и директор библиотеки для детей и юношества Татьяна Сдобникова, доктор филологических наук, профессор, член Владимирской областной коллегии по культуре Виктор Малыгин, член Врачебной палаты Владимирской области, директор Владимирского медицинского колледжа Инна Морозова и другие.

Отчет губернатора на заседании комитета представлял первый заместитель губернатора, курирующий социальный блок, Сергей Шевченко, а также руководители профильных департаментов. Представители областной администрации свели доклад к цифрам и баллам, которые набрали госучреждения в ходе оценки. И «по касательной» прошлись по претензиям, предъявляемым к условиям оказания услуг. В частности, есть претензии к обеспечению доступности услуг для людей с ограниченными возможностями и информационному сопровождению (на официальных сайтах учреждений, да и непосредственно в самих учреждениях сложно найти актуальное расписание нужных специалистов, график работы служб, контакты и т.п).

Вновь, как и в прошлом году, депутаты ЗС отметили существенный недостаток мониторинга – формулировка закона предписывает им оценивать не сами услуги, а только условия их предоставления. Это смещает в оценке акцент на второстепенные вещи.

- Отчет не всегда отражает реального положения вещей, - отметил председатель комитета по социальной политике Сергей Бирюков. - Люди жалуются на то, что невозможно записаться на прием к врачу, особенно по интернету, что в поликлиниках огромные очереди, что специалистов не хватает, а в анкете им предлагают отвечать на вопросы о том, есть ли в холле кулер и информационные таблички на шрифте Брайля. Не об этом нужно говорить, а о том, что государственная политика в сфере здравоохранения в области не исполняется.

Отчет губернатора по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере вызвал интерес также у общественников.

Отчет губернатора по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг в социальной сфере вызвал интерес также у общественников.

Депутаты постарались подойти к обсуждению несколько шире, чем предполагал формальный подход отчета, вывести разговор на системные проблемы. Говорили о затягивании сроков строительства ФАПов, о недостаточном обеспечении медиков средствами индивидуальной защиты, о коммерциализации здравоохранения. Сергей Бирюков привел показательный пример: в главной клинике региона – ОКБ – сокращены заместители, но введена должность главного врача по коммерческой работе. ПЦР-тестирование на коронавирус и КТ-диагностика все больше переходит в поле деятельности частных клиник.

Депутат Лариса Емельянова и вовсе выразила сомнения в достоверности официальной статистики.

- В отчете за 19 октября указано наличие 126 свободных ковид-коек. А накануне, 18 октября фельдшеры «скорой» мне говорят, что свободных мест нет вообще. Пациентов даже с 75% поражением легких везти некуда. Их оставляют дома на участкового терапевта, - возмутилась она. - Никакого разделения потоков тоже в реальности нет – все в одной очереди. Машины «скорой» не имеют запаса кислорода, и тяжелого больного из Владимира, где нет мест в ковид-госпиталях, в районную больницу просто не довезти.

После этого директор департамента здравоохранения Елена Утемова пообещала съездить на станцию скорой помощи и изучить ситуацию.

- Мы снова вынуждены констатировать, что отчет весьма формальный и не отражает реальных проблем, которые по-настоящему волнуют людей. Безусловно, есть закон, согласно которому отчет составляется по условиям предоставления услуг. Но все равно этот важный документ мог бы быть более глубоким – эксперты собрали достаточно информации для анализа. В своих рекомендациях мы указываем на это. Мы просим принять меры по недопущению дальнейшей коммерциализации системы здравоохранения, исключить переадресацию пациентов на диагностику в частные клиники. Также мы говорим о необходимости обеспечить оказание медицинской помощи в безопасных условиях: разделять потоки, брать тесты на дому и прочее, - прокомментировал позицию членов комитета Сергей Бирюков.

Земельные участки для врачей

Помимо этого депутаты комитета по социальной политике и здравоохранению заслушали отчет Счетной палаты по федеральным выплатам за работу медиков с ковид-пациентами.

Мониторинг показал, что в целом с данными выплатами в государственных учреждениях здравоохранения Владимирской области проблем нет. Просрочек по стимулирующим выплатам медицинским работникам в проверяемом периоде государственными учреждениями здравоохранения не допущено.

Однако аудиторы обратили внимание на несовершенство правового регулирования, что позволяет неоднозначно трактовать некоторые положения постановлений правительства. В этих условиях департамент здравоохранения должен был взять на себя четкое методическое руководство, обеспечить единый алгоритм действий во всех подведомственных учреждениях. Но этого не произошло, констатирует Счетная палата. В результате часть больниц и поликлиник допустили формально нецелевое использование федеральных денег, назначив выплаты сотрудникам, официально не включенным в состав мобильных бригад и перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 подразделений. Представления получили руководители Городской больница №6 г. Владимира и Ковровской многопрофильной городской больницы №1.

Медицинскую тему продолжил депутат Заксобрания от Киржачского района Петр Смирнов. К нему обратилось руководство Киржачской ЦРБ. Основная проблема больницы – кадровый голод. Сейчас в больнице не хватает 60% врачей и 50% среднего медперсонала. Причин тому много. Среди них и недостаточные зарплаты, неспособные конкурировать с соседней Московской областью - суммы надо поднять с 50 и 25 тысяч рублей до 80 и 40 соответственно, считает и.о. главврача Александр Токарев.

Однако в первую очередь, руководитель ЦРБ сетует на отсутствие свободного служебного жилья. Медики и районные власти предложили законодательно закрепить выделение бесплатных земельных участков приезжающим врачам. Сейчас такое право есть лишь у многодетных семей.

- Теоретически это возможно. Но вопрос требует детального изучения, - сказал Сергей Бирюков. - Во-первых, не везде есть свободная земля. В том же Киржачском районе она есть только в сельской местности. Еще больше проблем во Владимире, Коврове, Муроме. Во-вторых, в таком случае надо будет предусматривать субсидии из областного бюджета на оснащение земельных участков коммуникациями. Плюс банки неохотно дают льготную ипотеку на строительство дома – для них предпочтителен кредит на квартиру. К тому же на строительство дома уйдет несколько лет, все это время семье надо будет где-то жить. То есть мера поддержки не совсем однозначная, прежде всего, в плане ее эффективности.