Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды23 июля 2016 7:48

Почему вместо Вертинской снималась Наталья Андрейченко, и кто пел за Арамиса и Атоса в фильме «Д'Артаньян и три мушкетера»

Об этом в интервью "Комсомолке" рассказал Максим Дунаевский
Мы попросили Максима Исааковича поделиться воспоминаниями с читателями «КП»

Мы попросили Максима Исааковича поделиться воспоминаниями с читателями «КП»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Сегодня в Зеленом театре ВДНХ состоится концерт «Музыкальные истории советского кино». Со сцены будут звучать хиты Максима Дунаевского — «Все пройдет», «Городские цветы», «Песня мушкетеров», «Позвони мне, позвони!», «Ветер перемен» в исполнении Михаила Боярского, Дмитрия Харатьяна, участницы проекта «Голос» Ангелины Сергеевой.

А Максим Дунаевский расскажет истории их создания, вспомнит самые запоминающиеся моменты со съемок фильмов, исполнит фортепианные партии всех композиций.

Накануне этого праздника кино и музыки в одном флаконе мы попросили Максима Исааковича поделиться воспоминаниями с читателями «КП».

- Фильм «Д'Артаньян и три мушкетера» снимали по сценарию популярного в то время музыкального спектакля. И нужно было написать несколько шлягеров, которых в спектакле не было, - рассказал композитор. - Режиссер Юнгвальд-Хилькевич обратился ко мне. Я сочинил музыку, поэт Юрий Ряшенцев – стихи к песням. И только потом утвердили актеров на главные роли. Михаил Боярский был в то время не очень известным актером. Но он прекрасно пел, был музыкален и это сыграло решающую роль в выборе режиссера, кому доверить роль Д,Артаньяна. Кстати, Боярский открылся как прекрасный эстрадный певец именно на «Мушкетерах».

- Как создавался супер-хит «Песня мушкетеров»?

- В 30-ые годы прошлого века композитор Самуил Покрасс (один из знаменитых братьев Покрассов) написал песню для американской версии «Трех мушкетеров». Это была музыкальная комедия на современную тематику. В начале фильма звучала песня «А вари-вари-вари-вари-вари, судьба моя, Париж… ». Эта композиция подарила нам идею сделать что-то подобное и так родился шлягер «Пора-пора-порадуемся на своем веку…».

Хитовая, современная музыка к экранизации исторического романа вызывала большое сопротивление тогдашнего начальства. Считалось, что песни должны быть стилизованы под ХVII век. С моей же точки зрения, стилизация была не нужна. И я добился, чтобы музыку к фильму записывала рок-группа. Это было очень смело по тому времени. Из-за этого был конфликт с советскими чиновниками, но в итоге мы победили.

Боярский открылся как прекрасный эстрадный певец именно на «Мушкетерах»

Боярский открылся как прекрасный эстрадный певец именно на «Мушкетерах»

Фото: кадр из фильма

- В «Мушкетерах» почти все герои поют, хотя поющих актеров в то время — конец 70-ых годов — было немного: Михаил Боярский, Николай Караченцов, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Андрей Миронов, Лариса Голубкина... В вашем фильме из них снимались только двое – Боярский и Фрейндлих. Как запели остальные актеры –Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, например?

- Они не пели. Смехов, как мне кажется, до сих пор на меня обижен, что ему не позволили петь. За него это делал музыкант Вячеслав Назаров. За Арамиса пел вокалист ансамбля «Коробейники». Но они спели так, что у зрителей не было сомнения, что поет Смехов и Старыгин. Кстати, в «Мушкетерах» исполнял одну из песен автор сценария Марк Розовский и даже ваш покорный слуга.

- За Ирину Муравьеву в фильме «Карнавал» поет Жанна Рождественская, хотя Муравьева могла бы и сама с этим справиться. Почему ей не позволили петь?

- Возражала режиссер Татьяна Лиознова. Ирина Муравьева действительно прекрасная поющая артистка. Но для фильма, по замыслу режиссера, нужна была не просто актриса, обладающая приятным голосом, а звезда. Это был музыкальный фильм, и песни нужно было исполнять на профессиональном уровне. Тем более по сюжету героиня Муравьевой - девушка из провинции - приезжает в Москву и становится звездой эстрады. В ту пору одним из лидеров на эстраде была Жанна Рождественская. И она, конечно, пела более профессионально, чем Муравьева, что и требовалось режиссеру.

Большинство режиссеров - лидеры и деспоты на съемочной площадке, не терпящие возражения. Но иначе они бы не стали тем, чем они есть. Правда иногда режиссерский диктат не приносит успеха картине. И мне порой приходилось хлопать дверью, когда не удавалось найти с ними понимания.

Смехов до сих пор обижен, что ему не позволили петь. За него это делал музыкант Вячеслав Назаров

Смехов до сих пор обижен, что ему не позволили петь. За него это делал музыкант Вячеслав Назаров

Фото: кадр из фильма

- В фильме «Мери Поппинс, до свидания» снималась ваша бывшая жена актриса Наталья Андрейченко. Как проходило ваше сотрудничество на съемочной площадке?

- С самого начала на роль Мэри Поппинс планировалась другая актриса — Анастасия Вертинская. Под ее голос и ее характер мы писали песни. И наверняка Вертинская была бы интересной Мэри Поппинс. Но когда она приехала на съемки, и я поставил ей кассету с уже записанными песнями, Настя изменилась в лице: «Я представляла Мэри Поппинс совершенно другой. Своенравной, более приземленной. Ваши песни совершенно не совпадают с тем, что я собиралась играть». Это был музыкальный фильм, и музыка была ключом всего замысла. Режиссер Леонид Квинихидзе не собирался менять песни. И вот представьте: съемки уже идут, но нет исполнительницы на главную роль.

Как раз незадолго до этого Квинихидзе был у нас дома и увидел похудевшую после рождения сына, изящную Наташу Андрейченко. У многих режиссеров она ассоциировалась с полной, дородной русской красавицей из фильма Кончаловского «Сибириады». Но Наташа очень изменилась, превратилась в европейскую женщину. И когда отказалась сниматься Вертинская, Квинихидзе предложил эту роль Наташе.

За Ирину Муравьеву в фильме «Карнавал» поет Жанна Рождественская, хотя Муравьева могла бы и сама с этим справиться

За Ирину Муравьеву в фильме «Карнавал» поет Жанна Рождественская, хотя Муравьева могла бы и сама с этим справиться

Фото: кадр из фильма

Проблема была в том, что у Андрейченко от природы низкий голос. Под ее голос нужно было бы писать другую музыку. Наташа совершила актерский подвиг, подстроившись под уже готовые песни, которые, кстати, посчитала очень удачными. Весь фильм ей пришлось говорить более высоким голосом, чтобы совпадать по голосу с песнями.

- Кто пел партии Мэри Поппинс?

- Татьяна Воронины — потрясающая, но мало кому известная певица. Я пытался ее пригласить и в другие проекты. Но она ушла в религию, руководила церковным хором.

Проблема была в том, что у Андрейченко от природы низкий голос

Проблема была в том, что у Андрейченко от природы низкий голос

Фото: кадр из фильма

КСТАТИ

Боярский пел за Райкина и Джигарханяна

А вот что припомнил Михаил Боярский:

- Когда мы записывали песни к фильму «Собака на сене» композитор Геннадий Гладков был недоволен, как их исполняли Игорь Дмитриев и Армен Джигарханян. И попросил меня спеть и за Дмитриева, и за Джигарханяна. Я спел, пытаясь подражать голосам этих актеров. К счастью, зрители этого не заметили. Специально я не занимался пародией, но приходилось петь и за Костантина Райкина в «Труффальдино из Бергамо». В то время мой голос не был таким узнаваемым, как сегодня.

Во мне был молодой азарт, это было интересно, мне нравилась музыка, и я записал много песен на радио. Раньше не было монтажа. Писали прямо с листа. Помогало музыкальное образование. Если бы не родители, которые заставляли заниматься музыкой, я бы не смог это делать. Хоть играть на фортепиано до сих пор не люблю. Одиннадцать лет отсидел за «черным гробом», занимался из-под палки. Поэтому не могу сказать, что мое музыкальное образование безупречно, но оно было серьезной основой для работы в музыкальных фильмах и спектаклях.