Фото: Ольга МАСАЛЬСКАЯ
Для родителей на этапе - садик-школа, сравнимом разве что с суворовским переходом через Альпы, как никогда важно знать, на что способен твой "солдат". Возьмет он перевал или провалит?
"Комсомолка" решила провести эксперимент и протестировать своего "редакционного" ребятенка одним из стандартных тестов, которые зачастую проводятся во владимирских школах при приеме в первый класс. Проверку знаний мы провели в школе №25, директор которой Вера Петровна Трофимова согласилась помочь с экспериментом.
Пришел - включи голову!
Сыну об испытании я решила не говорить - так нервов меньше. Пусть будет экспромт, решила я. И вот мы на пороге школы. Честно говоря, коленки дрожали (не у сына, а у мамы) - школа-то математическая, ученики которой постоянно показывают хорошие результаты на олимпиадах и ЕГЭ.
Испытание началось прямо в кабинете директора. И не с классических вопросов - как зовут, где живешь и кем работает мама, а неожиданно:
- Ну, давай сходу скажи - на березе росло три яблока, два из них упали, сколько осталось?
- Одно, - простодушно ответил мой "двоечник".
- А на березе разве яблоки растут? - смеются учителя.
- Ой, - спохватился Мишка.
- Ну, давай другой пример - у порога три пары ботинок, сколько из них на правую ногу?
Парень задумался, а педагог подсказывает - пара это сколько?
- Два ботинка, - ответил сын и еще немного подумав, ответил - три.
- Молодец, видно, что голову включил!
«Значит, не все так плохо», подумала я и, отвернувшись к стенке, облегченно выдохнула. Прямиком из кабинета директора мы отправились на собеседование.
Не хочешь мучиться с письмом — налегай на карандаш
И сразу же попали в руки к логопеду. Он предложил сыну придумать по карточкам рассказ о зайчике, который хотел съесть у снеговика нос, да не дотянулся, но выглянуло солнышко, снеговик просел и зайка-таки обрел счастье, добрался до морковки. Мой первоклашка - любитель посочинять в свободное от учебы время, справился с рассказом "на ура". Но обнаружилось другое "слабое" место — вылезло плохое произношение буквы "р".
- Вам нужно решать эту проблему срочно, иначе рискуете остаться с картавым "р" на всю жизнь, - заметил логопед.
Дальше была кинезиологическая гимнастика - "ладонь, кулак, ребро". Или, проще говоря, гимнастика мозга - которая должна была показать степень развития мелкой моторики и зрелость головного мозга. Логопед показывала, попеременно меняя на столе фигуры (к примеру - правой рукой - кулак, левой - ладонь), а первоклашка должен был ловко их повторить. Дело пошло сложнее, когда началась игра-"обманка" - логопед показывает одно, а вслух говорит другое.
Фото: Ольга МАСАЛЬСКАЯ
Небольшой отдых и снова упражение:
- Попробуй быстро соединить большой пальчик с каждым поочередно, - попросил педагог.
Легкое, на первый взгляд, задание для нас оказалось не самым простым - перебирать пальчиками быстро не удавалось. И после кортавого "р" вскрылся еще один наш "минус".
- Увы, но недостаточно хорошо у вас развита мелкая моторика, - сказал логопед. - Что это может значить? Ребенок в школе будет мучиться с письмом, как следствие - уставать, отставать, копить стресс и раздражаться. Пока еще в саду - больше рисуйте, но не фломастерами, не красками, а обычными цветными карандашами.
На деле так и есть - и мучается, и раздражается, но рисовать, по-прежнему, не заставишь. Возможно, таким как мы конструктор "Лего" может помочь - собирать малюсенькие детали пальчиками
Хотел стать олигархом, теперь больше химиком
Были и другие тесты. Например, нам называли простые слова (рак, речка, лампа, лето) и просили сосчитать в уме сколько в них звуков. Мой "двоечник" справился, но часто "кандидатам" в 1 класс выполнить это нелегко. Еще просили запомнить десять слов и постараться произнести, как можно больше из списка - хотя бы 7-8 (оценка "хорошо"). Были и вовсе нестандартные вопросы:
- У бабушки был кот Пушок, собачка Снежок и внучка Машенька. Сколько было у бабушки внуков.
- Конечно, одна, - понимая подвох, смеялся сын.
Или еще:
- Что лишнее: плотина, стена, изгородь, парк? Стеклянный, деревянный, легкий, железный?
Таких вопросов — на смекалку и сообразительность, оказалось больше всего. Были и обычные разговоры — из разряда "за жизнь":
- Кем хочешь стать?
- Раньше хотел быть олигархом, теперь больше химиком.
- А тебе, что слово "химик" понравилось?
-Да, нет, хочу взрывать научиться.
- Только школу не взорви, - сказала психолог и вынесла вердикт:
Ребенок к школе готов, хотя не дотягивает физически - мал, зубы не все появились, главное - память хорошая, речь неплохая, а невнимание с "яблоками на березе"- так ведь весна на дворе!
КОНКРЕТНО
Что обычно входит в тестирование?
Обычно "под лупой" детей изучают в гимназиях, тут можно ждать даже не самых простых математических задачек с подвохом, а в школах чаще всего проводится обычное собеседование с проверкой умеет ли ребенок читать, считать, логически мыслить, а главное - готов ли ребенок психологически к школе.
КСТАТИ
Для многих родителей, у которых ребенок родился в октябре или ноябре, возникает вопрос, когда вести чадо в школу — в шесть с хвостиком лет, или подождать еще год и идти, когда сыну иди дочери будет почти восемь.
Директор школы №25 города Владимира Вера Трофимова сказала, что своих внуков-"ноябрят" она отправила в школу почти в 8 и не жалеет.