Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды30 августа 2015 9:25

И смех, и слезы. И много света

Наш колумнист вспоминает увиденный лично спектакль с участием актера Михаила Светина, который ушел из жизни в воскресенье, 30 августа
Светин - каким же точным оказался этот его творческий псевдоним. Спасибо и светлая память

Светин - каким же точным оказался этот его творческий псевдоним. Спасибо и светлая память

Фото: РИА Новости

Михаила Светина на сцене я впервые увидела в декабре прошлого года. Приехала в Питер, и ребята достали мне билет в театр комедии имени Н. П. Акимова, где и служил актер.

- Сходи обязательно, он уже старенький.

От этих слов я почувствовала себя как-то неловко, но пошла.

На самом деле Светин мне всегда казался человеком без возраста. Во всех своих бесчисленных киноролях он такой комедийный персонаж средних лет - добрый и нелепый. Но сколько бы времени не находился на экране, этого героя с его характерным говорком, наклоном головы, улыбкой не забудешь никогда. Уже потом я узнала, что актер начал сниматься только после сорока, поэтому и был всегда вроде в одной поре.

Но тут театр, не кино. Живая игра, а ему уже 84...

Давали "Свадьбу Кречинского" Сухово-Кобылина. У Светина роль Расплюева. По действию появляется не сразу. А спектакль был очень хорош, он увлек меня, актеры прекрасные. Но еще до последнего звонка по разговорам в фойе было ясно - публика пришла на Светина. И вот он вышел. Я бы сразу его и не заметила на огромной сцене, но зал зашелестел, словно приподнялся, раздались осторожные аплодисменты.

Он был очень маленький, поседевший, двигался неверно, и речь его звучала невнятно, к фирменной картавости прибавилось старческое пришепётывание. Таково было впечатление первой минуты.

Мне стало жалко его до слез, и даже появилась злость на режиссера, "эксплуатирующего" народного артиста.

Меж тем действие завертелось. Актер почти не покидал сцену. Он сыпал шутками, играл "дурочку", подличал и каялся. Но иногда через всю атрибутику классического негодяя, мелкого беса вновь проглядывал старый, уставший, измученный жизнью человек. Нет, не Светин то был, а все тот же Расплюев. И то была игра с первой секунды, когда комедию от трагедии уже не отделить. Актер показывал маленького человека, опустившегося до самого дна в своей низости, вынужденного изображать шута при господине, уже, кажется, растерявшего все человеческое, но в этой гадости своей достойного нашей жалости. Это было такое глубокое гениальное почтение роли, какого не видела я в фильмах Светина, разве что намеки. Не давали, видно, режиссеры в полной мере раскрыться его таланту трагического актера. А театр дал. И он играл как в последний раз. Как и любой великий актер. Это был один из лучших дней в моей жизни. Я вышла из театра, как и положено, словно очистившись в душе. Благодаря Светину.

Светин - каким же точным оказался этот его творческий псевдоним. Спасибо и светлая память.