Премия Рунета-2020
Владимир
+8°
Boom metrics
Интересное30 августа 2015 22:00

Грозит ли объединение владимирским школам?

Современная тенденция - делать «школы-гиганты», чтобы сэкономить на управленческом персонале
Авторы (2):
Марина АЛЕКСАНДРОВА

Фото: Петр СОКОЛОВ

Во Владимире пока что объединение, оно же «оптимизация», в стадии обсуждения. Идея в том, чтобы сэкономить бюджет в условиях «подушевого финансирования». Дело не только в том, что чем больше в школе детей - тем больше денег ей выделяется, но и в том, что «некомплетные» классы - где меньше установленного числа учеников - вообще могут не разрешить открыть. А при объединении школ под одной «маркой» - в единый «образовательный центр» - проблема некомплекта исчезает.

При этом физически школы остаются в том виде, как были - дети учатся у тех же педагогов, в тех же зданиях и классах. А вот администрация становится общей - как правило, это руководство наиболее успешной из объединенных школ.

С одной стороны, родителям и детям в общем-то все равно, как устроено управление их школой - лишь бы учили хорошо. С другой - а вдруг объединение сократит не только бухгалтеров, но и, скажем, социальных педагогов, или руководителей школьных кружков и секций? Не станет ли присоединение «слабой» школы к «сильной» балластом, который утянет лучших на низкий уровень?

В эфире радио «Комсомольская правда» ситуацию прокомментировал Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области:

- Уж сколько за последние 25 лет было реформ в образовании, а практических перемен не произошло. Все эти вещи только обостряют настроения в коллективах, среди родителей. Еще ничего не происходит - а к нам уже полно звонков: «Не пострадают ли дети?» Я так думаю - в бюджете не хватает на образование, и начинают «оптимизировать». Но школа - это не бизнес-проект. Не образовательная «услуга». Относиться к образованию как к технологии - это не правильно. Как только директоров школ перестанут воспринимать только как бизнес-менеджера - все будет нормально.

Пока что паниковать рано. Если весной говорили, что во Владимире все школы сольют в восемь «образовательных объединений», то сейчас ясно, что как минимум год ничего такого не произойдет.

- Все будет идти от финансирования, от него же зависит не только заработная плата учителей, но и приобретение учебников, и другие расходы, - прокомментировала в эфире радио «Комсомольская правда» руководитель городского управления образования Татьяна Ковалькова. - Для нормального финансирования необходимо, чтобы в школе было не меньше 450-500 учащихся. Тогда школа становится «рентабельной», количество учеников оправдывает количество педагогов. Гораздо лучше живут школы, в которых 1000 и больше учащихся. Совсем уж маленьких школ у нас нет, практически все на 500 и больше учеников, так что средств на педагогов хватает даже по подушевому финансированию. Не хватает иногда средст на педагогов дополнительного образования и административный персонал. Но в любом случае вопрос об объединении будет рассматриваться не раньше 1 января 2016 года, а реально оно может произойти не ранее следующего учебного года. Лично я считаю, что школа должна быть самостоятельной. Это дом, в котором дети живут 10 лет, и она должна иметь свое лицо.

ДОСЛОВНО

Вот что думают сами педагоги о перспективах объединения школ

Елена Курицына, директор лингвистической гимназии №23:

- Школа сегодня отнесена к сфере услуг. Чем популярнее школа, тем больше желающих в ней учиться и больше денег. Эффективные школы зарабатывают, предоставляя платные дополнительные услуги. Но сейчас, чтобы выравнять зарплаты педагогов в школах области, часть денег, которые зарабатывают успешные учебные заведения, перенаправляют в малоэффективные. Это вызывает непонимание и распри, ослабляет желание развиваться.

Централизация как часть общей оптимизации системы может поднять уровень школ, сохраняя индивидуальные положительные качества каждой. Если крупное предприятие поглощает более слабое, школа тоже может так сделать. Я за оптимизацию, которая удовлетворяет спрос, шагает в ногу со временем, выгодна экономически. Мы к этому готовы.

Вера Трифонова, директор школы №25:

- Теоретически объединение школ и детских садов может быть эффективно. У нас был такой опыт, когда начальные классы обучались на территории детского сада. Дети были более раскрепощенными, активными.

Но такое объединение требует продуманной организации и финансирования. Опыт больших городов нельзя просто взять и перенести на Владимир. В Москве и Санкт-Петербурге совсем другие условия. Пока не понятно, как это должно происходить.