Как это ни странно, но тем, что кажется модным занимаются не только пустые, незатейливые люди, но и вполне себе умные, добрые и талантливые. Именно такое создается ощущение, когда видишь анализ русской ментальности по русским сказкам, подписанный замечательным российским журналистом Валерием Панюшкиным.
«Код Горыныча. Что можно узнать о русском народе из сказок»
Альпина Паблишер, 2015
Жанр книги определению не поддается, ибо Панюшкин не лингвист и не фольклорист
Жанр книги определению не поддается, ибо Панюшкин не лингвист и не фольклорист. По своей сути перед нами развернутое журналистское погружение, но не расследование. Только по одним сказкам, даже изученным во множественных вариантах, картину этнической культуры, системы ценностей и ментальность целого народа – не определить и не описать.
Панюшкин мудр, образован, но субъективен и находится на двух модных волнах сразу.
Первая из них: славянизм, поиск истоков, любительская история и выдвижение различных малодоказательных альтернативных версий минувших событий и их предпосылок.
Вторая: построение ассоциаций между событиями или сказочными сюжетами из прошлого и происходящим ныне. Это интересно читать, в это не стоит в это безоговорочно верить, потому что это лишь ракурс, мнение, точка зрения - неглупого и талантливого журналиста. Масштабных разоблачений нашей действительности при помощи анализа русских народных сказок Панюшкин не делает. Намеки еле осязаемы, но общий настрой выглядит антипатриотическим, западническим.
Наши сказки по мнению автора: полны издевок над священнослужителями, в них отсутствуют небеса обетованные и рай, в целом полное отчуждение от морали, но главная находка Панюшкина, действительно выглядит ментальной составляющей русского характера. Речь о том, что если героя сказки о чем-то предупреждают волшебные или реальные персонажи, находящиеся с ним по одну сторону баррикад, то он всё равно в описанную беду и неприятность попадает.
Сказочная русская неизбежность или глупейшая форма гордыни. Диагноз автор не ставит. Но сколь не предупреждай нашего брата не пить из копытца или не открывать Кощееву комнату – попьем и выпустим. Колобок был обречен, теперь это совершенно точно известно и доказано, а за добро чаще всего платят черной неблагодарностью. Интересное, подкрепленное интуитивными доказательствами и ассоциациями путешествие в сказку. Читайте, как будто это надпись на камне, а вы на распутье.