Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Дом. Семья20 августа 2015 8:58

Маски людей и богов

Погружение в черновики и отрывки неоконченного романа Рэя Брэдбери "Маски", Эксмо, 2015

Поверить, что я держу эту книгу в руках и могу ее читать – просто невозможно. Нет, это не археологическая находка и не библейский апокриф. Это впервые напечатанный в России неоконченный роман Рэя Брэдбери – «Маски» и несколько его рассказов. Как правило, неоконченные романы и повести относятся к финальным отрезкам жизни писателей или поэтов, ведь только сама смерть прерывает процесс творчества и созидания. Однако, «Маски» - это роман, написанный и заброшенный Брэдбери в период 1947-1954 т.е. в период, когда автору еще не перевалило за тридцать, а «Марсианские хроники» еще не стали мировой классикой фантастического жанра в литературе. Что помешало закончить этот роман – это вопрос, сопоставимый с вопросом о целях создания величественных скульптур на острове Пасхи. В чем же потрясающее наслаждение этой книги? Именно в ее восхитительной неоконченности. Перед нами изданные черновики, и мы будто бы заглядываем через плечо писателя в момент создания шедевра. Факсимильные отрывки рукописей, приведенные в книге, усиливают ощущение погружения в реальный мир писателя. Читатель становится первооткрывателем уникальных авторских текстов, и каждый волен представить себе, где он их отыскал: на аукционе, на чердаке старого дома, в ящиках опустевшего офиса издательства или в капсуле на борту выброшенного на помойку марсианского корабля.

В романе «Маски» Брэдбери удивляет еще и почти полным уходом от атмосферы научной фантастики. Человеческие отношения, проблема одиночества, многослойность человеческой личности, которую автор сравнивает с луковицей – вот предмет изучения в этом произведении. Многоликость и неоднозначность человека - это вспышки озарений психолога, философа, антрополога. Столь глубокими кажутся погружения писателя в суть противоречивости людской натуры.

Кроме восьмидесяти страниц романа «Маски» и нескольких рассказов в книге собраны материалы по регистрации авторских прав на роман и факсимильные фрагменты бланка оформления заявки на стипендию Фонда Гуггенхайма, который Брэдбери заполнял в 1949 году. Создается полное ощущение нахождения в кабинете писателя на волшебной экскурсии сквозь время и пространство. Экскурсоводами выступают исследователи творчества Брэдбери – Донн Олбрайт и Джонатан Эллер, которые подробно комментируют «папки» с отрывками романа и рассказами.