Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-8°
Boom metrics
Общество1 августа 2015 8:50

В Екатеринбурге медики не заметили, что в утробе пуповина обвилась вокруг шеи ребенка

Из-за удушения у мальчика диагностировали поражение мозга. Родители потребовали с акушеров восемь миллионов компенсации
Ребенок из-за ошибки при родах остался инвалидом

Ребенок из-за ошибки при родах остался инвалидом

Фото: Алексей БУЛАТОВ

5 ЛЕТ ЖДАЛИ ПОПОЛНЕНИЯ

Семья Марии и Всеволода Пономаревых ждала ребенка пять лет. И, наконец, в 2012 году мечта исполнилась! Беременность проходила спокойно. Мария прошла три положенных УЗИ, которые никаких отклонений и патологий не выявили. Когда подошел срок, в женской консультации дали направление на госпитализацию в роддом. Но уже на пороге медучреждения будущих родителей ждал неприятный сюрприз.

- Я Машу привезла в роддом больницы № 20 в пятницу 8 июня по направлению с женской консультации, - вспоминает бабушка Никиты Светлана Зиновьева (сама Мария Пономарева не может рассказывать о своей трагедии – сразу начинает плакать). - Но нам отказали в госпитализации! Сказали: «Женщина, мы вас не возьмем только в понедельник».

У Марии Пономаревой проблемы с роддом начались в первый же день

У Марии Пономаревой проблемы с роддом начались в первый же день

Фото: Алексей БУЛАТОВ

После выходных переволновавшуюся Марию роддом все-таки принял. Но никаких обследований ей не сделали.

- Абсолютно все женщины, поступившие в роддом, в день госпитализации должны пройти УЗИ. Но когда дочка подходила к врачам, ей говорили: «Пока некогда, жди». А потом вся страна начала праздновать День независимости. И на 12 июня дочь отпустили домой. Сказали: «Врачей все равно не будет, придешь 13 числа. Начнутся схватки - вызывай такси».

В итоге Мария сама пришла в роддом после праздников. И вскоре начались схватки.

Малыш тяжело дышит и часто более пневмонией

Малыш тяжело дышит и часто более пневмонией

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«НИКИТА РОДИЛСЯ В КОМЕ»

- Из палаты ко мне вышла акушер с понурым видом и сказала, что родился мальчик весом 3 килограмма 600 граммов. Но ребенок в реанимации, - рассказывает бабушка ребенка. - Я тут же начала расспрашивать: «Что случилось?». И мне отвечают - половая инфекция.

Поначалу врачи твердили, что во всем виновата генетика. Инфекция от матери передалась ребенку, поэтому у младенца начались осложнения.

- Естественно, позже никакая инфекция не подтвердилась, - негодует Мария.

К слову, вечером перепуганной маме одна из врачей тихо призналась: «У вашего ребенка во время родов было тугое двойное обвитие пуповины вокруг шеи. Малыш при рождении чуть не задохнулся».

- Ребенок родился лишь с двумя из десяти возможных баллами по шкале Апгар (система оценки новорожденных - прим.ред.), - объясняет адвокат семьи Пономаревых Вадим Каратаев. - У него было только сердцебиение. В роддоме всем беременным должно быть проведено УЗИ плода перед родами. Это приказ Минздрава. Потому что последние снимки плода перед госпитализацией делают за восемь недель. За это время с ребенком может произойти что угодно. Времени на это у них было четверо суток.

Малыш рождался с двойным обвитием пуповины вокруг шеи

Малыш рождался с двойным обвитием пуповины вокруг шеи

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Рождение Никиты, по словам юриста, медики просто пустили на самотек. Почти каждое их действие проходило с нарушением.

- Начались схватки, и был поставлен предварительный диагноз «Крупный плод», - продолжает Каратаев. - Врач Мария Худорожкова поставила матери препарат окситоцин, увеличивающий сократительные способности матки. Но и он не помог. Сами роды начались лишь через шесть часов. Чуть позже "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в Казани по материалам гражданского дела установит, что появление головки малыша должно было начаться в 13:00, а не в 15:00, как это произошло. Уже в час дня медики должны были начать Кесарево сечение.

Врачи два часа игнорировали необычно медленное для родов появление ребенка на свет. Помочь страдающей матери и ребенку медики могли аж четырьмя способами. Но ни один из них применять акушеры не стали.

- Минздрав прописал экстренные варианты окончания родов, - перечисляет забытые медиками инструкции Вадим Каратаев. - В первую очередь делают Кесарево сечение. Второй вариант - помогают акушерскими щипцами. Также можно сделать вакуумную экстракцию плода - операцию по искусственному извлечению плода через естественные родовые пути. Или, в конце концов, попытаться ослабить петель пуповины. Ничего сверхъественного в этом нет. Обвитие пуповины вокруг шеи - это частая практика.

Бабушка ребенка ни на миг не отпускает малыша, лежать самостоятельно он не может

Бабушка ребенка ни на миг не отпускает малыша, лежать самостоятельно он не может

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«МЫ СПАСЛИ ВАШЕГО СЫНА»

Ребенок после рождения так и не смог закричать. Малыш был бледно-синий. По словам матери, Никита висел на руках у врачей, как мокрое полотенце. Без первого вздоха легкие не расправились. Пришлось переводить его на искусственную вентиляцию легких, на которой мальчик провел больше недели.

Только через 10 дней Никита смог дышать сам. Поначалу врачи даже обрадовали отчаявшихся родителей: «Мы спасли вашего ребенка!» Но оказалось, что последствия врачебной ошибки были фатальны.

- В реанимации от меня прятали глаза пять дней, - рассказывает, бережно качая внука на руках, бабушка. - Браться за такого младенца никто не хотел. Самое страшное началось в инфекционном отделении, где мы узнали, что ребенок не может кушать. Я тогда подошла к заведующей больницы, и она мне сразу сказала: Ваш ребенок будет инвалидом».

Адвокат семьи Пономаревых: "Ребенка можно было спасти, если бы было УЗИ"

Адвокат семьи Пономаревых: "Ребенка можно было спасти, если бы было УЗИ"

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В областной детской больнице коллегия врачей констатировала, что ребенок вскоре умрет. По прогнозам малыш должен был прожить от силы год. Из-за недостатка кислорода во время родов у мальчика произошло необратимое поражение коры головного мозга. Нервная система отказала. Теперь Никита не может двигаться, напрягать мышцы и держать голову.

- Если Никиту положить на кроватку, он тут же начинает задыхаться, - объясняет Светлана Зиновьева. - Это ужасно. Он сразу ревет и выгибается. Сам он даже не может уснуть. Чтобы внук подремал, мы даем ему таблетку клоназепама, который выписали врачи. Этот препарат дают в психбольницах. Он расслабляет в голове сосуды, и ребенок отключается. Но к препарату идет привыкание. Нашего малыша нельзя ни положить, ни посадить. Держим мы его только на руках. Ночью с дочкой спим по переменке. То она его укачивает, то я. Коляской тоже не воспользуешься.

ПОПЫТАЛИСЬ ОБВИНИТЬ МАТЬ

В два года Никита весит всего восемь килограммов. Набирать вес он прекратил, когда ему был годик. Тогда малыш весил 6 кг. Дело в том, что почти все мышцы малыша атрофировались. Мальчик может шевелить только пальчиками. Ходить и ползать ребенок, скорее всего, так и не научится. Также как и говорить. Единственные звуки, которые слышат родители от сына, - это тяжелое громкое дыхание. И каждый вздох для ребенка может стать последним.

Из-за поражения мозга малыш лишился почти всех органов чувств. Он даже не видит – лишь различает тени.

Чтобы прийти в себя, родителям потребовался год. Только тогда они решили подать в суд на медиков, принимавших родов. И реакция врачей превзошла все ожидания семьи. Своей вины в произошедшем они не видят и только пытаются опорочить мать ребенка.

- Врачи утверждают, что сделали эпизиотомию, - поясняет адвокат семьи. - Это разрез промежности, который расширяет выходное отверстие родовых путей, чтобы ускорить рождение ребенка. Об этом даже есть запись в документах. Там описано и наложение швов. Но это все они дописали, когда осознали, что натворили. Ни рубцов от разреза, ни следов от швов у матери нет. Это уже доказано. Также они пытались убедить суд, что Мария вела асоциальный образ жизни. Мол, ее кусала собака, и она курила. Но после укуса моя подзащитная обращалась к врачам и никаких отклонений у нее не выявили, а курить она бросила, когда забеременела.

Мама ребенка смогла добиться только, чтобы Никита начал двигать пальчиками

Мама ребенка смогла добиться только, чтобы Никита начал двигать пальчиками

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В итоге экспертиза показала, что вины матери в болезнях ребенка нет.

От врачей близкие Никиты требовали моральную компенсацию в два миллиона каждому: бабушке, маме, отцу и самому ребенку. И суд встал на сторону Пономаревых. Однако получить всю сумму родственникам так и не удалось. Представители Фемиды присудили миллион в пользу ребенка,800 тысяч - маме, 400 тысяч - отцу и 200 тысяч - бабушке.

Правда, никакие деньги ситуацию уже не исправят. Родители знают, что Никита не доживет и до совершеннолетия. Сейчас Мария Пономарева беременна вторым ребенком. Но перед родами у нее теперь панический страх.

После публикации "КП-Екатеринбург" за дело Пономаревых взялся Следственный комитет.

- Еще в выходные после публикации "КП" была организована доследственная проверка, - рассказывают в СУ СКР по Свердловской области. - В ходе нее будут тщательно установлены все детали ЧП. С нашей стороны будут приняты меры, чтобы впредь подобное не повторилось.