Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды19 мая 2015 22:00

Версия следствия по делу Третьяковки: «Культурная мафия» вывозит за рубеж картины русских классиков

Кто и как наживается на живописи [фото]
Источник:kp.ru
Эту работу голландского живописца Куккука приписали Шишкину. Фото: world-art.ru

Эту работу голландского живописца Куккука приписали Шишкину. Фото: world-art.ru

Сообщение о том, что в Государственной Третьяковской галерее вдруг прошли обыски, взбудоражило общественность. «Комсомолка» выяснила, что стоит за скандалом.

Контрабандные Серов и Кончаловский

Поводом для обысков стало уголовное дело по статье «контрабанда культурных ценностей», возбужденное в отношении Сергея Степанова - вице-президента пиар-агентства с амбициозным названием «Кремль». Его остановили 29 апреля во время прохождения таможенного контроля в аэропорту «Внуково» перед вылетом в Лондон. 33-летний мужчина сообщил о наличии у него пяти картин общей стоимостью 180 тысяч рублей. Но, по версии следствия, Степанов поскромничал: стоимость полотен занижена в разы.

«Картины реально могут стоить минимум два миллиона рублей», - так заявил приглашенный таможней независимый эксперт Минкультуры.

Спрашивается: причем тут Третьяковка?

Дело в том, что в скромные 180 тысяч рублей оценила задержанные картины заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Третьяковской галереи Татьяна Ермакова.

В экспертном заключении она написала, что это картины неизвестных авторов. А вот другие специалисты полагают, что это полотна знаменитых русских художников. Например, Валентина Серова, Петра Кончаловского и известнейшего оформителя Большого театра советских времен Федора Федоровского.

Работы Серова из страны вывозить нельзя - они все старше 100 лет... Фото: wikipedia.org

Работы Серова из страны вывозить нельзя - они все старше 100 лет... Фото: wikipedia.org

Кабинет Татьяны Ермаковой обыскали, изъяли черновики экспертиз. Позже прошли обыски и в отделе по контролю за вывозом культурных ценностей в Минкультуры России.

Сам Степанов сейчас под подпиской о невыезде. Любителю живописи может грозить от трех до семи лет лишения свободы.

Как стало известно «КП», Степанова «вели» оперативники. И дали отмашку таможенникам задержать перед самым отлетом.

Более того, следствие подозревает, что Степанов ранее уже вывез из России ряд картин известных русских художников конца XIX - начала XX века на сумму более 15 млн. рублей. Экспертные заключения на полотна якобы выдавала опять же Ермакова.

Шедевры под прикрытием

- Если человек хочет вывезти картину за рубеж, он идет в Министерство культуры, где существует отдел контроля ввоза и вывоза культурных ценностей, - объясняет Владимир Рощин, директор ООО «Реестр культурных ценностей», составитель нашумевших «Каталогов подделок произведений живописи» и каталога пропавших полотен «Внимание, розыск!». - Но прежде чем этот отдел даст разрешение, он требует получить заключение у аттестованного в Минкультуры эксперта. Как правило, эти эксперты работают в музеях. Их много в том числе и в Третьяковке. Если проследить движение картин, которые запрещены к вывозу, то можно предположить, что, видимо, все же есть какие-то тайные возможности для вывоза, и, наверное, не совсем законные. На мой взгляд, это делается легально со всеми разрешительными документами. Регулярно на зарубежных аукционах всплывают шедевры из России. И об этом все знают. Как они там оказались? Вот это и надо выяснить...

...но его акварель «На лугах Кавказа» выловили на пути в Лондон. Фото: Акварель Валентина Серова «На лугах Кавказа»

...но его акварель «На лугах Кавказа» выловили на пути в Лондон. Фото: Акварель Валентина Серова «На лугах Кавказа»

- Те, кто вывозит картины, просят экспертов занизить цифры, чтобы меньше платить госпошлину, составляющую 10 процентов от стоимости картины, - говорит бывший начальник антикварного отдела МУРа Алексей Кисточкин. - Зачем писать в заключении на картину два миллиона, когда можно написать 200 тысяч рублей? А сэкономленное - часть гонорара эксперту.

При этом человек, вывозящий полотно, может попросить эксперта сделать на нее второе заключение (для иностранных партнеров) - подтвердить, что данная вещь - шедевр. И полотно уйдет с аукциона за бешеные деньги.

Экспертов наказать трудно

- Подозревается, что здесь может действовать целая «культурная мафия», - сообщил «КП» источник, близкий к следствию. - Это ряд сотрудников Минкультуры и эксперты Третьяковки. Выдача липовых разрешений на вывоз шедевров за рубеж - давно назревшая проблема. К примеру, Серова и Кончаловского обычно не разрешают вывозить. Тем не менее в конце 2014 года на лондонском аукционе «Кристис» живописный портрет Марии Цейтлиной работы Серова был продан за $14,5 млн., а работа Кончаловского «Большая Садовая улица» ушла на аукционе «Сотбис» за 500 тыс. фунтов. Эти картины были вывезены из нашей страны. Кем - аукцион не сообщил.

И таких примеров немало.

- Расскажу вам реальный случай из нашей практики, - говорит бывший начальник антикварного отдела МУРа Алексей Кисточкин. - В 2008 году к нам на Петровку пришло анонимное заявление: мол, за границей продаются культурные ценности. В частности, картина художника Кустодиева «Масленица». Я пошел в Минкультуры. Подняли документы. Выяснилось, что Минкультуры дало разрешение на вывоз картины на основании заключения эксперта Татьяны Троицкой, которая оценила «Масленицу» Кустодиева в… 150 тыс. руб. А через полтора месяца эту картину продали на заграничном аукционе «Сотбис» за 8 миллионов долларов.

Получалось, что стоимость полотна эксперт в разы занизила. Любой, кто мало-мальски разбирается в живописи, понимает, что картина Кустодиева стоит не 150 тысяч рублей, а значительно больше. Но эксперт твердила, что просто не знала рыночных расценок, типа это было ее субъективное мнение.

В России законодательно вообще не предусмотрена ответственность экспертов за выданные по художественным работам заключения. Опровергнуть заключение можно, но привлечь к ответственности - нет. То, что стоимость устанавливает искусствовед, который, по сути, должен утверждать лишь подлинность вещи, неправильно. Он же занимается чистым искусством, наукой. Есть оценочные организации - например, «Гильдия оценщиков антиквариата», они под это заточены, могут вывести среднюю рыночную стоимость полотна. В свое время наш отдел вместе с Минкультуры ставили вопрос о том, чтобы ввести ответственность для «ошибающихся» экспертов, хотя бы гражданско-правовую. Но безрезультатно.

Неоднократно на зарубежных аукционах всплывали и «невыездные» картины Петра Кончаловского (на автопортрете).

Неоднократно на зарубежных аукционах всплывали и «невыездные» картины Петра Кончаловского (на автопортрете).

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Международный конфуз

Сегодняшний скандал - не первый в истории Третьяковской галереи. В 2004 году галерея ославилась на весь мир на знаменитом аукционе «Сотбис». Тогда выяснилось, что картина, которая по заключению эксперта Третьяковки Галины Чурак является работой Ивана Шишкина, оказалась пейзажем голландского художника Маринуса Адриана Куккука. Его работы на мировом рынке ценятся значительно меньше.

Галина Чурак заявила, что, скорее всего, «подлинник на подделку подменили уже после того, как она провела экспертизу». Кстати, женщина продолжает работать в экспертном отделе музея.

По рассказам бывших силовиков, с 2005 года к ним не раз обращались граждане, купившие якобы шедевры знаменитых художников с заключением экспертов Третьяковки. На деле же полотна оказались фальшивыми. Так было, например, с картиной Айвазовского, купленной за 30 тысяч долларов (оказалась подделкой). С картиной Пиросмани, приобретенной за 950 тысяч «зеленых». При этом многие пострадавшие не обращаются в органы, боясь, чтобы об их промахе не узнали знакомые или партнеры по бизнесу. В каталогах подделок были опубликованы 980 фальшаков (за более чем 200 из этих подделок коллекционерам были возвращены деньги).

В 2008 году власти вообще запретили музейщикам выдавать частным лицам экспертизы от имени государства (музея). Тогда появилась частная организация Научно-исследовательская независимая экспертиза им. П. М. Третьякова, находящаяся в 200 метрах от музея. Там, кстати, выполняет работы (по приглашению) и Татьяна Ермакова, одновременно заведуя отделом живописи первой половины ХХ века Третьяковской галереи.

Кстати, руководители Третьяковки за последние шесть лет менялись дважды: в феврале этого года была уволена с поста гендиректора Ирина Лебедева. А в 2009 году со скандалом был отправлен на пенсию ее предшественник Валентин Родионов.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Эксперт Татьяна ЕРМАКОВА: Не было у меня Серова!

«Комсомолка» связалась с Татьяной Ермаковой, которую заподозрили в занижении стоимости картин. Татьяна Андреевна находилась в командировке в Китае, и о полотнах, задержанных на таможне, мы разговаривали по телефону.

- Картин Кончаловского, Серова и Федоровского я там не видела, - заявила эксперт. - Бессмысленно сейчас говорить на эту тему, пусть разберется следствие. Один будет говорить, что это Кончаловский, другой - не Кончаловский. Пусть появится альтернативное заключение, тогда все встанет на свои места. Никакого криминала в моем заключении нет. В этом я уверена. А там еще целая пачка заключений была!

- Разве не вы давали заключение на полотно Федоровского «Красное кольцо»?

- Это не мое заключение. Я картину Федоровского не видела, только слышала о ней.

- Так все же Степанов к вам обращался?

- Ко мне обращалось его доверенное лицо. Существует такое понятие - «неизвестный художник». Я давала заключения на картины из этой серии.

- Картины Серова запрещены к вывозу за рубеж...

- Да нет там никакого Серова, господи! Это таможня определила, что эти картины Серова. У меня его картин не было.

НА ЗАМЕТКУ

Какая живопись под «замком»

По действующему законодательству нельзя вывозить из России все полотна старше 100 лет, а также картины старше 50 лет, если признана их особая культурная значимость: если это шедевр или вещь принадлежала когда-то видному историческому деятелю. Заключение о ценности картин дает Минкультуры. Все работы Валентина Серова попадают под запрет минимум по возрасту (художник умер в 1911 году). Под «замком» и ряд картин Кончаловского.

Сотрудники Третьяковки не только «приглядывают» за прекрасным, но и дают заключение о его стоимости.

Сотрудники Третьяковки не только «приглядывают» за прекрасным, но и дают заключение о его стоимости.

Фото: Евгения ГУСЕВА

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Кто попался на таможне

Для полиции Сергей Степанов - человек примелькавшийся. Стоит на учете в ЗИЦ (Зональный информационный центр ГУВД по г. Москве). Еще в 90-х был осужден на три года по статье «хулиганство» за драку. С тех пор на профучете.

В базе «Антикредиторы» о нем сообщается: «Проходит по учетам ГУВД. Значится в черных списках банков». Впрочем, попасть в банковские черные списки нетрудно - достаточно хотя бы раз не выплатить кредит вовремя.

И тем не менее с такой вроде бы не кристально чистой биографией этот человек сумел раскрутиться.

Про себя Степанов сообщает, что в юности учился в детской школе искусств в Москве. Прекрасно рисует. Окончил Институт мировых цивилизаций. Обучался в школе бизнеса «Стратегия» в Великобритании (2001 - 2007 годы). С 2003 по 2004 год работал в префектуре Юго-Западного округа Москвы, с 2005-го по 2007-й - в мэрии Москвы. В 2010 году был назначен главой избирательной комиссии Ломоносовского района столицы. «На мошенника не похож», - говорят о нем коллеги по избиркому.

Степанов - мужчина небедный. Имеет квартиру, земельный участок в Подмосковье 780 кв. м, на нем числятся три автомобиля.

Вице-президент сразу нескольких коммерческих структур, в том числе пиар-агентства «Кремль». С таким же названием недавно появилась арт-галерея: судя по сайту, принимает заявки на приобретение полотен и продает их.

- В антикварном мире про Степанова ничего неизвестно. По моим данным, Степанов не является хозяином картин, а выступил как арт-дилер: кто-то попросил его вывезти полотна, - сообщил «КП» эксперт-искусствовед Георгий Рыбаков.

КУРЬЕЗ

У подозреваемого Степанова объявился двойник

История с картинами едва не превратилась в новый детектив. Я дозванивалась до подозреваемого Сергея Степанова несколько дней. Оставляла номер своего мобильника. И вот, наконец, звонок. Человек набрал меня сам.

То, что поведал мой собеседник, вызвало изумление. Абсолютно трезвым голосом он заявил, что картины - именно Серова. И что полотна - краденые. И что в сумке «был еще Репин», только его не нашли.

Говорить такое, находясь под следствием, может либо человек, находящийся в неадекватном состоянии, либо тот, кто бронебойно уверен, что выйдет сухим из воды. В довершение всего мужчина прислал мне свое фото - жест для героев криминальных публикаций, прямо скажем, удивительный.

Ларчик открылся просто. Оказалось, что недавно Степанов сменил номер мобильника. А новый хозяин сим-карты решил выдать себя за героя новостей. То ли ради развлечения, то ли из мести журналистам.

Настоящий же Сергей Степанов интервью не раздает. Его позицию озвучивают адвокаты.

Кстати, один из его защитников - адвокат Никита Семенов, бывший следователь СК ГУВД г. Москвы. Именно он в 2006 году сумел доказать преступную деятельность супругов Преображенских, торговавших поддельными картинами с «правильной» атрибутикой. Супруги по уголовному делу были приговорены к 9 годам заключения, которые Мосгорсуд потом сократил до шести.

Как считают адвокаты Степанова, их подзащитный не нарушал установленный федеральным законом порядок ввоза-вывоза культурных ценностей. Он вывозил картины, возраст которых менее 100 лет, и на них Минкультуры выдал официальное разрешение. Подозреваемый собирался перевезти полотна за рубеж законным путем и (по утверждению одного из адвокатов Степанова Алхаза Абгаджава) не на продажу, а для личного пользования.

Кстати, адвокат Никита Семенов заинтересовался лже-Стапановым. И обещал выяснить, что за человек чуть не подставил его подопечного.