Директор Театра им. Маяковского Леонид Ошарин во время награждения "Большим хрустальным гвоздем" Московского академического театра им. Вл. Маяковского за спектакль "Кант"
Фото: РИА Новости
В Союзе театральных деятелей на Страстном бульваре состоялся очередной «Гвоздь сезона». Эту самую фееричную и эпатажную театральную премию в Москве ждут весь год. И не столько из-за интриги с лауреатами – они все известны заранее, кроме главного победителя, сколько из-за «церемонии» - веселого, лихого и едкого спектакля-капустника, проезжающегося по всему театральному сообществу.
Все «Гвозди» ( в этом году был 13-й по счету) ведет его автор, режиссер Константин Богомолов и актер-вахтанговец Сергей Епишев. При абсолютных, между прочим, аншлагах. В СТД съезжаются все, кому интересен театр: актеры, режиссеры, критики, либералы, патриоты и люди без ярко-выраженной ориентации – все, кто не в состоянии пропустить этот ежегодный праздник хохота, неполиткорректности, подвергания, бичевания и богохульства в адрес светлого имени театра.
Константин Богомолов стоял у стеночки при входе, встречал друзей и был теперь блондин. В фойе СТД было много известных людей. Прима МХТ имени Чехова Марина Зудина была с сыном Павлом (после роли в фильме «Звезда» Павла Табакова узнают все), а Павел был со спутницей – прелестной рыжей девушкой. Впрочем, это еще неизвестно, чья спутница была прелестней – Юрий Грымов (он здесь был еще по долгу номинанта) тоже прибыл со спутницей (на этом я предлагаю со спутницами покончить, потому что это скучно). Над режиссером Андреем Житинкиным, ветераном театральных тусовок, и в этом году «измывались», выставляя его главным фуршетным обжорой. Телекритик Ирина Петровская, Ксения Ларина и Антон Красовский шутили на тему либерализма (впрочем, это домыслы), народный артист Евгений Стеблов тоже с кем-то общался, и только актер-звезда Игорь Миркурбанов был один, но зато в образе (без образа его никто никогда не видел) - и фотографировался с незнакомыми девушками практически на полный брудершафт.
Гостей поили то ли шампанским, то ли чем-то шаманским – потому что они потом хохотали все два часа представления. Шутили о разном. Про все писать нельзя.
Потому что «уринотерапия, прописанная Большому театру» - это на фоне остального самое невинное.
Шоу началось с ролика-коуба под музыку техно, где ошарашенный Евгений Стеблов говорит «Ну, просто волосы встают дыбом от таких спектаклей!», и прошло самым адреналиновым образом под лозунгом «Пир во время чумы».
- За окном бушуют политические пожары и финансовые бури, рушатся судьбы и государства, закрылась Zara на Тверской! А мы начинаем наш пир – «Пир во время чумы! – заявил концепцию Богомолов. Ведущие сначала вышли в накладных толстых попах и животах – отъелись, мол, театры в жирные-то годы. Стеб про «отсос» жира и пластику головного мозга по удалению лишних «морщин» перешел в «положение во гроб» - ведущие, уже в костюмах рыжих клоунов, реально улеглись в гробы, велев номинантам самим забирать со стола призы, дипломы и цветы.
Гробами дело не кончилось, конечно. Богомолов и Епишев выводили на сцену качков-стриптизеров, инопланетянина, «поднимались с колен», пели песни, матерились («Нас же могли услышать дети!»), просили побить их плеткой, рассказывали стихами о том, что гомосексуализм это очень плохо. В общем, шутили как обещано, иногда с перебором и так, что «волосы дыбом». В финале оба рыжих клоуна попрощались с премией, сказав, что вели церемонию в последний раз. Но говорят, что они обещают это каждый раз и каждый раз обманывают (тем более, что мы обманываться рады).
- Надеемся, что нам что-нибудь за это будет, - сказали напоследок, видимо, надеясь и на наше с вами чувство юмора и способность не валить все в одну кучу, а организовать у себя в голове как минимум отдельную полочку для всего живого и смешного. Там «Гвоздю сезона» самое место.
Все номинанты впрочем были награждены как положено – хрустальными гвоздями. «Маленькие» гвозди получили создатели спектаклей, которые экспертный совет заранее выбрал в финалисты. Это «Аида» Петера Штайна (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), «Кант» Миндаугаса Карбаускиса (Театра Маяковского), «Принц и нищий» Терезы Дуровой («Театриум на Серпуховке»), «Цветы для Элджернона» Юрия Грымова (РАМТ) и «Фантазии Фарятьева» Веры Камышниковой (Мастерская Петра Фоменко). Лучшим спектаклем, по решению жюри во главе с председателем Союза театральных деятелей РФ Александром Калягиным, стал «Кант» с Михаилом Филипповым и Игорем Костолевским (по «дружбе» которых тут тоже было пошучено).