Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Наука19 февраля 2016 23:30

Ученые в тревоге: дети утрачивают навыки письма. Так и запишем

Куда заведут "клавы", заменившие ручки

Пережиток прошлого

Современная тенденция - школьники все меньше и меньше пишут на уроках и дома. Речь идет о полноценном письме от руки, когда нужно выводить - палочки, закорючки и овальчики. И обязательно с наклоном. В ряде странах, включая США, подобные занятия уже вообще не считаются обязательными. Школьники печатают на компьютере. А если их и учат писать, то печатными буквами. Как, например, в Финляндии. И не всегда ученики пишут на бумаге - водят стилусами по планшетам.

Похоже, и Россия пойдет, что называется, по пути прогресса. Даже не в самых продвинутых школах наших детей начинают обучать компьютерной грамотности с младших классов. В ущерб тому, что в прежние времена называли чистописанием. Такого предмета вообще уже нет. Хорошо ли это?

Ответ ученых: конечно, хорошо, если дети научатся быстро и без ошибок набирать тексты, пользуясь клавиатурой. "Клавой", как ее часто называют. В конце концов, не владея компьютером, нельзя ощущать себя современным человеком. Мир действительно изменился.

Но не писать от руки - это плохо. Плохо для мозга, в котором могут отстать в развитии сразу несколько важных отделов.

Компьютерная грамотность все шире овладевает детскими массами.

Компьютерная грамотность все шире овладевает детскими массами.

Шевелим пальчиками и мозгами

Особенности работы мозга тех, кто пишет от руки и с помощью клавиатуры, изучила обеспокоенная современными тенденциями американская исследовательница Карин Джеймс - профессор Университета Блумингтона (штат Индиана). В подопытные женщина набрала детей, которые вообще еще не умели ни читать, ни писать, но буквы знали и различали. Разделила на две группы. Одну стала обучать грамоте традиционным способом - дети учились писать ручкой на бумаге. Во второй группе, соответственно, тыкали пальчиками исключительно в клавиатуру.

Результат: первая группа обучилась быстрее. И в итоге писала, но, что самое интересное, и читала, лучше второй - компьютерной. Томограммы показали, что мозг детей, выводивших буквы от руки, работал почти как у взрослых, давно овладевших чтением и письмом. Особенно активными становились те же зоны в височной и в затылочной долях коры левого полушария, которые участвуют в процессах распознавания информации. А благодаря так называемой мелкой моторике, которую развивают манипуляции ручкой, у детей подключалась и теменная область, связанная с движением и концентрацией внимания.

- Томография свидетельствует, что письмо - даже примитивное - словно бы готовит в мозгу почву для развития и закрепления навыков чтения, - объясняет профессор. - А это заметно упрощает и ускоряет процесс обучения.

По словам ученой, тексты, написанные от руки, и запоминались лучше.

Чистописание развивает мозг, как ни какие "клавы" не разовьют. Доказано учеными.

Чистописание развивает мозг, как ни какие "клавы" не разовьют. Доказано учеными.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Изощренное упражнение

- Конечно, - моторику можно развить, завязывая морские узлы или шнурки, - говорит невролог, кандидат медицинских наук Виталий Кузовкин. - Но письмо от руки гораздо эффективнее. Особенно по сравнению с электронными гаджетами, которые требуют меньше усилий - и физических, и умственных. Не велика заслуга - нажать на клавишу или двинуть пальцем по экрану. Письмо же - это изощренное ни с чем не сравнимое интеллектуальное упражнение. К тому же оно полисенсорно - вовлекает тактильные ощущения, зрительное восприятие, эмоции, фантазию. А чем больше раздражителей, тем эффективнее стимуляция мозга. Это его - мозг - развивает.

Коллеги, которые провели соответствующие исследования, утверждают, что помимо всего прочего, письмо помогает устанавливать связи между полушариями, развивает логическое мышление и тренирует мозг одновременно управлять ходом мыслей и двигательными функциями. У меня нет оснований не верить этому. Так и можете записать.

ВЫВОД

Полезный атавизм

Учите детей писать от руки прописными буквами, чтобы последующие поколения вообще не лишились подобных навыков. От письменных упражнений дети лишь поумнеют. Даже не сомневайтесь. А вот какое, в итоге, влияние окажут компьютеры, еще надо будет посмотреть. Пока - одни опасения по поводу грядущего.

Да, в окружающей жизни все меньше ситуаций, когда требуется хоть что-то написать от руки. Разве что заявление на отпуск. Или о приеме на работу. Или в полицию. Но и это со временем уйдет. Особенно тогда, когда повсеместно будут признаны электронные подписи. Письмо от руки станет атавизмом. Или рудиментом - как аппендикс или хвост.

Но дело-то касается мозга. Если мы не хотим, чтобы он изменился каким-нибудь непредсказуемым способом - мутировал в результате того, что исчезла деятельность, практиковавшаяся тысячелетиями, то не стоит забывать о чистописании.

Некоторые наиболее горячие головы вообще опасаются, что человечество, увлеченное компьютерами, постепенно отупеет. Мол, процесс уже пошел. Пишите - для личной профилактики. А чтобы это занятие не выглядело бессмысленным, пишите друг другу. Пишите письма. Как положено, чтобы в конвертик запечатать и отослать по почте.

КСТАТИ

Не исчезнуть бы совсем

Пример из далекого прошлого. Homo sapiens - люди нашего вида - выжили в процессе эволюции, а неандертальцы - люди другого вида - все до одного вымерли.

Ученые видят причину в том, что неандертальцы практически не занимались творчеством - не лепили из глины, не изготавливали украшений. Но главное, не рисовали на стенах пещер. Вся их деятельность носила исключительно практический смысл.

А Homo sapiens охотно творили. И много рисовали. Все многочисленные картинки, обнаруженные на стенах пещер, это их рук дело.

Наши предки писать еще не умели, но охотно рисовали. От этого и не вымерли.

Наши предки писать еще не умели, но охотно рисовали. От этого и не вымерли.

Люди нашего вида, как правило, составляли графические повествования по мотивам своей жизни, полной опасностей и приключений. По сути, они писали изложения, используя не только картинки, но и различные символы. И тем самым, как теперь стало ясно, совершенствовали свой мозг, в котором устанавливались протяженные нейронные связи.

А неандертальцы не совершенствовали. В результате отстали в развитии. И не смогли объединиться в группы, чтобы сообща противостоять, к примеру, тяготам ледникового периода. Неандертальцы так и не научились сотрудничать. Homo sapiens, наоборот, легко объединялись в кланы, в общины. Одни часто оказывали помощь другим, находя, что называется, общий язык. И дело тут опять же в мозге. На заре эволюции именно символическое рисование - аналог письменности - помогло развить способность сначала к речи, а потом и к языкам. Люди нашего вида разговорились. А неандертальцы нет. Вот и вымерли. Как бы в будущем подобное не повторилось уже с нами.