Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды13 ноября 2014 14:44

Блокбастер про печаль

Наш обозреватель – о фильме Кристофера Нолана «Интерстеллар» [видео]
Черт побери, как же все это ужасно трогательно

Черт побери, как же все это ужасно трогательно

Кристофер Нолан всегда снимал кино про потери. Потеря (с большой буквы) – главная тема его творчества, стоит только в это творчество всмотреться.

Его самые известные фильмы – трилогия про Бэтмена, в которых Бэтмен последовательно и уверенно терял все, что можно. Сначала – родителей, которых случайно убивал уличный ушлепок. Потом личность (от жуира и бонвивана Брюса Уэйна осталась шелуха, которую, как маску, можно было предъявлять дуракам на светских приемах; настоящим отныне был мститель, отчаянный и очень злой). Потом Уэйн-Бэтмен терял свой роскошный особняк (он сгорал дотла). Потом он терял любимую женщину (она тоже сгорала дотла). Потом он терял репутацию. Потом деньги. Потом любую надежду на счастье – например, с Женщиной-Кошкой, которая откровенно ему нравилась. Потом он терял жизнь. Его дворецкий (Майкл Кейн) терял своего хозяина, долго плакал – и Нолан завершал свою трилогию сценой, в которой подслеповатому старичку, готовому отправиться на тот свет, мерещатся хозяин и его возлюбленная, мирно пьющие вино во Флоренции. Старичок верит в то, что видит. Он улыбается, – чтоб не расплакаться здесь, по-моему, зрителю нужно быть человеком из камня.

Кристофер Нолан всегда снимал кино про потери

Кристофер Нолан всегда снимал кино про потери

Я помню, как возбужденно в 2010-м обсуждалось «Начало» Нолана – киноманы пальцы о клавиатуры сломали, пытаясь выяснить, что это было. Между тем ответ очевиден: это то же самое кино о потере. Там Леонардо ДиКаприо теряет жену, съехавшую с катушек и сбросившуюся с балкона. Несколько месяцев не может прийти в себя, но все еще может двигать собой. Садится в самолет, бегло осматривает соседей по салону бизнес-класса – и засыпает большим сном, в котором соседи вдруг оказываются сообщниками или злодеями; в котором надо хитрым и мучительным путем пробраться через острую фазу печали, лавируя между острыми, как бритвы, воспоминаниями. Это роскошный, снятый за 200 миллионов долларов блокбастер о скорби, возникающей при утрате близкого человека – и ни о чем другом; однако Нолан начинает рассказывать историю с середины, всю дорогу путает зрителя, делает ему пыщь-пыщь, выворачивает наизнанку Париж, устраивает бескровный балет с перестрелками в снегах, а в последние пять минут выкладывает карты на стол, наконец будит ДиКаприо – и вертит волчок, оставляя герою возможность вернуться к измотавшей его мертвой возлюбленной.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В случае с «Интерстелларом» киноманы вспоминают фильмы Кубрика, Лукаса или Тарковского: Нолан их, конечно же, видел, он перечитал много научно-популярных книжек о черных дырах, консультировался с толпой специалистов по космосу, но снимает он все равно не синефильский науч-поп, а как обычно, мелодраму про утрату. Как в «Начале» весь фантастический антураж служил лишь способом рассказать о банальной и жестокой трагедии человека, потерявшего жену, так и «Интерстеллар» – просто история про человека, потерявшего дочь. Она жива, но она далеко и всегда будет далеко. Ты удаляешься от любимого человека, и чем дальше удаляешься, тем сильнее осознаешь, что никто, кроме него, тебе не нужен. Ни Земля не нужна, ни космос, ни планеты изо льда и воды, ни черные дыры, ни кротовые норы – даже на человечество с его вымирающей кукурузой плевать с высокой вышки. Важна только маленькая девочка, которую ты бросил, и от мыслей о которой в груди возникает жжение, как от просочившегося в легкие аммиака.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Нолан в своих фильмах очень сентиментален и элегантен, но подождите: еще он умеет рассказывать истории. Середина, основная часть «Интерстеллара» (начинающаяся с кадра, где МакКонахи проверяет, не спряталась ли у него дочка на сидении автомобиля) – чистый, восхитительный кинематограф; полтора часа ты не знаешь, что случится дальше, и тебе дико интересно, что там произойдет; ты как ребенок, пялишься в экран с открытым ртом – а Нолан берет тебя за руку и очень уверенно ведет по воде, по льдам, по пыли.

Мне не нравятся первый и третий акты «Интерстеллара». Получасовой кукурузный пролог – просто обязательная часть повествования, без которой не обойтись, и от которой сам Нолан старается поскорее отделаться. В финале же он, как выражаются англоязычные люди, откусывает больше, чем может прожевать: не стоило ему всерьез пытаться показать внутренности черной дыры, как не стоит кинематографистам показывать Бога или пытаться дать Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого (в итоге, как известно, получится «42»). И все же легко понять, почему Нолан прилепил к своей картине такую кульминацию. Это, конечно, борхесовская Вавилонская библиотека – только вся она сведена к стеллажу в комнате маленькой девочки, и там содержится все знание, которое тебе необходимо; это рай, в котором ты можешь видеть любимого человека всегда, во все моменты его жизни, в котором можешь с ним перестукиваться, несмотря на расстояния, время и смерть. И любимый человек тебя услышит.

Вселенная фильма "Интерстеллар"

Вселенная фильма "Интерстеллар"

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Черт побери, как же все это ужасно трогательно.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Сатурн наш

На экраны выходит научно-фантастический блокбастер «Интерстеллар» Кристофера Нолана

Когда вам в следующий раз расскажут о Голливуде, как о фабрике, где штампуют безмозглую ахинею для детсадовцев и слабоумных, посоветуйте этим людям посмотреть новый фильм автора «Темного рыцаря» и «Начала» Нолана. Для полного уяснения сюжета этого высокотехнологичного, высокобюджетного научно-фантастического боевика зрителю неплохо хотя бы в общих чертах быть знакомым с теорией относительности Эйнштейна, ну и вообще разбираться в вопросах преодоления гравитации, «черных дыр» и тому подобной теоретической физики. (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

«Ни от одного фильма не было столько мыслей»: Интернет взорвал фильм «Интерстеллар»

Блогеры делятся впечатлениями от долгожданной премьеры

Каждый новый фильм известного режиссера Кристофера Нолана зрители ждут с нетерпением. Изначально поразила всех картина про Бэтмана, которую по праву можно считать лучшей экранизацией комикса. Дальше было «Начало». Здесь Нолан стер грань между реальностью и вымыслом. И вот долгожданный «Интерстеллар». Блогеры уже окрестили фильм «Космической одиссеей 2014». (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пять лучших фильмов режиссера «Интерстеллара» Кристофера Нолана

Многие, кто уже посмотрел «Интерстеллар», убеждены: блокбастер - шедевр, его режиссер - гений. Для них мы и сделали подборку лучших фильмов Кристофера Нолана. Эти картины обязательны к просмотру для всех поклонников творчества англо-американского режиссера. А его поклонниками, как шутят сейчас в Сети, по умолчанию должны быть все, кто ценит хорошее кино (читайте далее)

КСТАТИ

Интерстеллар: фантастическая правда?

Чудеса из фильма режиссера Кристофера Нолана, снятого по сценарию Джонатана Нолана и физика теоретика Кипа Торна, с точки зрения науки. Сюжет "Интерстеллара" сложен, но логичен. Физик Кип Торн позаботился о том, чтобы сверхъестественная дурь, свойственная Голливуду, не коробила зрителей, хоть что-то понимающих в науке. Если предельно все упростить, то вот какая суть останется: Земля все больше становится непригодной для жизни, надо куда-то переселяться. И такой шанс предоставляется. Ученые, оказывается, уже много лет проводят секретные эксперименты с так называемой "кротовой норой" или "червоточиной" - эдаким проходом в ткани пространства-времени, соединяющим места во Вселенной, отстоящие друг от друга на колоссальные расстояния. Проникая в такую "нору" с одной стороны, можно, соответственно переместиться в эту необозримую даль. А пробравшись с другой, вернуться обратно (читайте далее)