Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды30 сентября 2014 22:00

Лиля Брик сошла к Маяковскому с афиши

Госфильмофонд России ищет уникальные кинокартины, утраченные из-за небрежности или по прихоти цензуры
Кадр из фильма «Закованная фильмой».

Кадр из фильма «Закованная фильмой».

На сайте Госфильмофонда опубликован список утраченных реликвий. В этом перечне - кинокартины, которые были созданы в основном в 20 - 30-е годы прошлого века, а потом бесследно исчезли. И зачастую это отнюдь не рядовые работы! Среди кинопотерь - фильмы Сергея Эйзенштейна, Всеволода Мейерхольда, ленты с участием Владимира Маяковского...

Оживил любимую

- Владимир Маяковский не только писал киносценарии, но и снимался в главных ролях, - говорит сотрудник Госфильмофонда Петр Багров. - Один такой фильм хорошо известен - «Барышня и хулиган». А вот два других - «Не для денег родившиеся» и «Закованная фильмой», увы, не сохранились. Сюжет последнего такой: художник влюбляется в киногероиню и крадет ее афишу. И вот девушка сходит с афиши в реальный мир. Начинается роман. Но «пришелице» плохо в трехмерном мире, ей нужен мир плоский, как на экране. И она возвращается обратно. Интересен даже не сам сюжет, который позже использовал Вуди Аллен в своем фильме «Пурпурная роза Каира», а то, что девушку играла Лиля Брик, а художника - Владимир Маяковский. Причем он выступил еще и в роли сценариста картины. Кусочки пленки хранились у Брик, потом она передала их в музей Маяковского. Но, возможно, где-то этот фильм сохранился целиком.

Фото: wikipedia.org

Фото: wikipedia.org

Пока мы не можем найти следов картины Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея». Принято считать, что Мейерхольд был только театральным режиссером. Но он снимал еще и кино. Интересно, что на роль Дориана Грея мастер пригласил... женщину. Фильм ищут уже много лет, но пока безрезультатно.

В свое время была выпущена чудная картина по комедии Гоголя «Женитьба». Ее поставил актер Эраст Гарин вместе со своей женой Хесей Локшиной и сам же сыграл роль Подколесина. Судя по воспоминаниям, это был мрачный психологический фильм про несчастного закомплексованного человека. В 1937 году он вышел на экраны. Но вскоре началась борьба с формализмом, и ленту запретили. Впрочем, есть шанс, что где-то сохранилась ее копия. Во всяком случае среди кинолюбителей ходит байка, что они видели кадры какого-то неизвестного фильма, где Гарин несется в пролетке по Невскому проспекту...

В ленте «Закованная фильмой» Маяковский снялся в 1918 году вместе со своей возлюбленной Лилей Брик. Фото: wikipedia.org

В ленте «Закованная фильмой» Маяковский снялся в 1918 году вместе со своей возлюбленной Лилей Брик. Фото: wikipedia.org

«Павлика Морозова» запретил Сталин

- Считается, что одна из самых значительных потерь - «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна...

- Эта лента снята в 1935 году вовсе не по рассказу Тургенева, как можно подумать. Главный герой картины - Павлик Морозов, хотя имя у мальчика в фильме другое, его зовут Степок. Самая известная сцена картины - разгром церкви и переустройство ее в сельский клуб: так новая коммунистическая религия приходит на смену старой. Степок, прототипом которого был Павлик, внешне очень похож на отрока Варфоломея с картины Михаила Нестерова. Отец пионера не подлый вредитель в кепочке, каким обычно его изображали в кино. Он походил на врубелевского Пана, эдакое воплощение языческого бога. Когда «Бежин луг» показали для узкого круга лиц на «Мосфильме», многие уловили символы. Но в середине 1930-х такой библейски-мифологический подход к истории Павлика Морозова мало кому мог понравиться. От Эйзенштейна ждали агитки, а он снял трагедию о коллективизации. Решили, что проблема в сценарии, и поручили его переписать Исааку Бабелю. Бабель написал более реалистический и жесткий сценарий, по которому Эйзенштейн сделал вторую версию. Увы, оба варианта пропали. На экран фильм так и не вышел. Говорят, его запретили по личному указанию Сталина. Буквально начали смывать пленки.

Сергея Эйзенштейна, где рассказана история Павлика Морозова. Внешность героев имеет символическое значение... Фото: кадр из фильма.

Сергея Эйзенштейна, где рассказана история Павлика Морозова. Внешность героев имеет символическое значение... Фото: кадр из фильма.

Эйзенштейн очень переживал, тогда его монтажер Эсфирь Тобак из каждого плана на пленке вырезала по кадру. Эта мужественная женщина очень рисковала. Эсфирь Вениаминовна хранила кадры дома десятилетиями. И только в 60-е годы, когда Эйзенштейн стал фигурой канонической, они были обнародованы. Историк кино Наум Клейман и кинорежиссер Сергей Юткевич по ним сделали фотофильм. Благодаря ему мы можем судить о том, насколько выдающимся был оригинал. Не советская агитка, а глубокая философская картина.

- Если пленки были уничтожены, на что надеяться?

- Надежда всегда есть. В Госфильмофонде сохранились очень короткие, длящиеся буквально секунды фрагменты из «Бежина луга». Возможно, где-то уцелели другие отрывки. Между прочим, внучка того самого артиста, который играл мальчика Степка, написала у себя в интернет-дневнике, что дома у нее долгое время «валялись» фрагменты с фильмом Эйзенштейна. Потом они пропали, возможно, кто-то выбросил, посчитав, что это ненужный хлам. А возможно, кто-то их нашел?

Мальчик напоминает отрока Варфоломея с картины Михаила Нестерова. Фото: wikipedia.org

Мальчик напоминает отрока Варфоломея с картины Михаила Нестерова. Фото: wikipedia.org

Бывают неожиданные случаи. Несколько лет назад в музее кино в Буэнос-Айресе нашелся фильм «Мой сын» режиссера Евгения Червякова. Откуда он в Аргентине взялся? А дело в том, что в 20-е годы в Советском Союзе был хорошо развит кинопрокат, советские картины показывали по всему миру. Так что за рубежом такие находки в частных архивах и небольших прокатных конторах возможны.

Я знал одну даму, которой было больше ста лет. Когда-то она склеивала негативы на киностудии. И, как оказалось, пробовалась на главную роль в фильм «Новый Вавилон» к советским классикам Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу. В подтверждение своих слов она достала спрятанные на антресолях пленки кинопроб. Эти пленки пережили вместе с ней блокаду, эвакуацию, множество переездов...

А его отец-кулак оказался подозрительно похож на бога Пана работы Михаила Врубеля. Фото: wikipedia.org

А его отец-кулак оказался подозрительно похож на бога Пана работы Михаила Врубеля. Фото: wikipedia.org

Существуют еще и легенды про советских коллекционеров, которые покупали фильмы - как правило, ворованные. Главными поставщиками для их коллекций были киномеханики. Они сознательно портили часть картины, чтобы вся копия была списана в брак. Где-то же хранятся эти пленки...

НА ЗАМЕТКУ

Если вы знаете, как разыскать эти и другие редкие фильмы, обращайтесь в Госфильмофонд России: тел 8(495) 276-33-91; e-mail: gff@gff-rf.ru