Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире25 сентября 2014 16:30

Посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас: Не нужно мериться санкциями!

Дипломат рассказал «Комсомолке», когда ждать отмены «наказаний», как вернуть взаимное доверие, и перейдет ли Европа на американский газ [видео]
Мы подарили господину послу коллекцию бардов от "Комсомольской правды" - начнем выстраивать отношения с музыки!

Мы подарили господину послу коллекцию бардов от "Комсомольской правды" - начнем выстраивать отношения с музыки!

Фото: Иван ВИСЛОВ

«ДИСЦИПЛИНА - ЭТО В АРМИИ»

- Господин посол, вы прибыли в Москву ровно год назад... И вот год спустя мы обсуждаем слухи, что Евросоюз пересмотрит санкции. А решение будет принято уже в конце этого месяца.

- Если вспомнить, как я начинал свою работу, было трудно представить, что мы дойдем до такого уровня наших отношений, когда будем говорить о санкциях. Надеюсь, мы получим конкретные результаты стабилизации ситуации на Украине. На основе этого члены Европейского Союза и будут принимать решение. Будет ли отзыв санкций уже в конце этого месяца или попозже, будет зависеть от того, как будут выполняться Минские договоренности. Я лично сейчас чувствую некоторую обнадеживающую ситуацию. Из диалога Путина и Порошенко вырисовываются новые контуры, и соглашения в Минске могут стать коренной поворотной точкой, чего мы все так ожидаем.

Очевидно, что все недовольны нынешним уровнем отношений между Евросоюзом и Россией. И я как посол заинтересован в том, чтобы в наших отношениях было как можно меньше негатива, а тем более таких слов, как санкции.

- У нас распространено мнение, что санкции идут на благо России. Что мы, наконец, займемся развитием собственного производства, повернемся лицом на Восток, освободимся немножко от такой нашей, прямо скажем, зацикленности на Западе. Вам не кажется, что этот процесс может привести к тому, что Европа может, если не потерять Россию, то, по крайней мере, ослабить свои отношения с ней?

- Московские студенты спрашивали меня: чем является Россия для меня как посла Европейского Союза? Я рассказал, что Россия для меня это, конечно, Европа. Гораздо важнее, чем является Россия для россиян. И это, наверное, ответ, который вы должны сами дать. Мы заинтересованы в хороших отношениях с Россией, у нас очень прагматические отношения с Китаем, который для Европы является вторым крупнейшим торговым партнером. Но все-таки по ценностям, по нашему образу жизни, по традициям, по религии, по общей истории мы считаем, что Россия является Европой.

Мы бы хотели, чтобы отношения с Россией развивались на основе взаимного понимания, компромисса и международного права. Нам надо будет это доверие каким-то образом восстановить. Конечно, это будет не быстро. Но я уверен, что в долгосрочной перспективе мы совместно вернемся в общее русло сотрудничества и будем строить общее европейско-российское пространство. Потому что ничья экономика так не дополняет друг друга, как у России и Евросоюза. Ну а к тому, что Россия делает свои шаги по развитию локального производства, мы относимся с пониманием.

- А в Европе не испугались витающих слухов о том, что Москва может ограничить ввоз автомобилей и одежды?

- От этого пострадали бы, во-первых, сами россияне. Что показали первые решения по продовольственным товарам из ЕС. Так что нужно не мериться санкциями, а вместе работать и добиться мира на Украине. И потом уже отозвать обоюдные санкции.

- И все-таки действия Брюсселя поддерживают далеко не все члены ЕС. И за «Южный поток» выступают, и за отмену санкций, и письма Путину передают от различных фермеров. Вы как-то призываете их к дисциплине?

- Дисциплина - это в армии. Мы приглашаем к единой позиции. Сила ЕС - в разнообразии. Я сам бывший министр иностранных дел Литвы и знаю, что политики иногда любят говорить то, что избиратели хотят услышать. Но все-таки решения в ЕС принимаются консенсусом 28 правительств. И, я надеюсь, что таким же образом мы примем решение, когда мы увидим не только обнадеживающие сигналы, но и ощутимые результаты на юго-востоке Украины."

РОССИЯ ОСТАНЕТСЯ ГЛАВНЫМ ЭНЕРГОПАРТНЕРОМ

- Бытует мнение, что нынешняя нестабильность на Украине – это некий американский проект, который нацелен оторвать Европу от России. И посадить ее на свою энергоиглу. Возможно ли такое, что Европа перейдет на более дорогой американский газ?

- Я очень сожалею, что мы не могли обойтись без конфликта на юго-востоке Украины, что не смогли построить эффективный диалог между руководством Евросоюза и Россией для его предотвращения. Говорить об американском факторе, мне кажется, начинают, когда уже некого обвинять. Всегда легче обвинить кого-то большого издалека.

Независимо от новых технологий, газа и нефти из Америки или из Северной Африки, новых проектов России и Китая, Евросоюз и Россия останутся самыми главными партнерами по энергетике. Потому что так уж связана инфраструктура. И, думаю, что цена тоже будет иметь влияние. Надеюсь, что мы продолжим быть тесно связанными не только в сфере энергетики, но и в торговле, инвестициях. И, конечно, отношениями между людьми.

«МЫ ПОТЕРЯЛИ ДОВЕРИЕ С ОБЕИХ СТОРОН»

- Новая глава дипломатии ЕС Федерика Могерини недавно сказала, что Россия больше не является стратегическим партнером Европы. Это ее программное заявление? Или это какие-то эмоции, может быть? На радостях, что ее избрали.

- Мы все находимся в процессе переосмысления. Мы должны откровенно об этом говорить, потому что только при открытости и внушительном диалоге мы можем извлечь уроки из ошибок, которые совместно сделали. Нельзя обвинять только Брюссель или только Москву. Мы должны искать, каким образом мы можем выбраться из этой ямы, куда скатились наши отношения. «Стратегический» - амбициозное определение, которое мы сейчас переосмысливаем, потому что для нас амбициозные стратегические отношения должны строиться, прежде всего, на доверии. К сожалению, доверие потеряно с обеих сторон. Нам нужно будет многое сделать, чтобы наши отношения соответствовали этому слову.

ПОЧЕМУ ШОТЛАНДИИ МОЖНО, А КРЫМУ НЕТ

- Почему Шотландии проводить референдум можно, а Крыму нет?

- Потому что референдум в Шотландии проходил на основе британского права, на основе национального права и договоренности между Эдинбургом и Лондоном. Потому что там не было ни «зеленых человечков», ни «вежливых людей», которые бы ходили и пугали. Поэтому мы не признаем и не будем признавать нелегальную аннексию Крыма.

- Там никто не кричал «Англичаку на гиляку», не отправлял «поезда дружбы». И мы помним Северную Ирландию, где были люди вежливые и не очень…

- Северная Ирландия и Шотландия – две разные вещи. Мы не признаем аннексию Крыма, потому что это было сделано не на основе национального права, при несоблюдении международных норм. И этот негативный почерк надолго.

Фото: Валентин ДРУЖИНИН

ВЫДАЧУ ВИЗ ЕЩЕ УПРОСТЯТ

- Что-нибудь хорошее осталось в наших отношениях?

- Думаю, что осталась заинтересованность. За год я не встретил почти ни одного человека в России (а я объездил ее от Калининграда до Владивостока, был и в Алтайском крае, куда выслали моего репрессированного отца), который бы чувствовал себя комфортно в нынешней ситуации. Это уже демонстрация того потенциала, который мы имеем.

Я уверен в наших хороших отношениях в будущем. Что правительство России все-таки вернется в европейское русло, потому что вы - европейская страна. У нас общие ценности и история. Мы просто неизбежные партнеры в будущем.

- А есть шансы, что традиционный саммит Россия – ЕС в декабре все же состоится?

- Не хотел бы гадать, когда - в декабре или в январе. Раньше или позже. Мы заинтересованы в диалоге. В данный момент самое главное, чтобы мы могли найти общее решение для стабилизации ситуации на Украине. И это будет иметь большое влияние на нормализацию отношений между ЕС и Россией, в том числе, и на самом высшем уровне.

- А с визами что ждать?

- Несмотря на негативный привкус в наших отношениях мы продолжаем делать шаги для упрощения выдачи виз. Когда в России начнет работать шенгенская информационная система и в нее будут внесены ваши данные, то на следующую визу документы можно будет подавать онлайн. Консульства стран Шенгена будут обязаны выдавать визы на три, а потом на пять лет.

- Мы доживем до этого? Это будет при вашем сроке пребывания в Москве?

- Надеюсь. Кстати, будет новая категория – турне виза. Если вы, как журналист или артист, захотите посетить в течение года разные страны, то вы можете получить эту специальную годовую визу и пребывать в одной стране до 90 дней.

- У вас нет ностальгии по нашему общему прошлому? - спрашиваем напоследок спешащего к автомобилю дипломата. В руках у него ящик с российскими бардами - подарочная коллекция «КП».

- Конечно, есть! У моего поколения вообще уникальный опыт перехода к независимому государству, от плановой экономики к свободному рынку. Выбирай диск, и будем слушать! - обращается посол уже к водителю и обещает бывать у нас в гостях почаще.

ДОСЬЕ «КП»

Вигаудас УШАЦКАС родился 16 декабря 1964 года в Скуодасе (Литовская ССР), служил в советской армии в Казахстане. В 1990 г. окончил факультет права Вильнюсского университета, с 1991 г. - на дипломатической службе. Был главным переговорщиком по вступлению Литвы в ЕС, работал послом в США, Мексике, Великобритании. В 2008-2010 гг. был министром иностранных дел Литвы, следом - спецпредставителем ЕС в Афганистане, с 2013 года - руководитель представительства ЕС в РФ. Владеет английским, французским и русским языками. Женат, имеет сына и дочь.