Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика9 сентября 2014 22:00

Как заманить банки в глубинку?

В некоторых регионах кредиты - услуга дефицитная
Дарья АФАНАСЬЕВА

Рыба ищет где глубже, а банкиры где клиент побогаче. По данным Банка России, на 1 августа 2014 года в Москве и Московской области было зарегистрировано 53,9% банков. В столице рынок финансовых услуг уже близок к насыщению, в то время как в регионах сохраняется потенциал роста. При этом не все столичные банки готовы уходить из Москвы. Развитие финансовых услуг в регионах активно обсуждалось участниками XII Международного банковского форума в Сочи в прошедшие выходные.

ДЕНЬГИ С ИМПУЛЬСИВНЫМ ХАРАКТЕРОМ

В «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» говорится о том, что банки крайне неравномерно распределены по экономической карте России. В отдельных регионах предложение банковских услуг существенно отстает от спроса. Проще говоря, банков мало, а те, что есть, ведут себя весьма прижимисто. В результате в стране немало населения и предпринимателей, у которых нет возможности получения банковских продуктов и услуг.

- Согласно нашим аналитическим отчетам по поведению потребителей в регионах России, доля клиентов, привязанных к определенной точке продаж, составляет в среднем около 20%, что указывает на импульсивный характер - клиент выбирает ближайшую удобную точку обслуживания, - сообщил корреспонденту «КП» в кулуарах банковского форума председатель правления банка «Югра» Юрий Гусев.

По данным Интер­факс-АФИ, в первом полугодии 2014 года этот банк увеличил филиальную сеть в 1,5 раза. Учитывая российские реалии, это достаточно быстрое и динамичное развитие. Примечательно, что такое значительное увеличение произошло не за счет столицы, а благодаря открытию новых офисов в регионах.

- Важно развивать офисы обслуживания вблизи трех ключевых мест, где клиентам будет удобно воспользоваться услугами банка, - места проживания, учебы или работы и так называемого третьего места. Под ним мы понимаем часть городского пространства, которое не является ни работой, ни домом, однако жители города посещают его на постоянной основе, - продолжает Юрий Гусев. - Как правило, такие места расположены в центре города, в зависимости от региона, это кафе, рестораны, торговые центры, общественные пространства.

ОБРАЗОВАНИЕ - КЛЮЧ К УСПЕХУ

Банкиры и эксперты сочинского форума пришли к выводу, что наиболее перспективными в плане развития банковских сетей можно считать Приволжский, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Здесь проблему в большинстве случаев можно решить планомерным увеличением числа кредитных организаций. К этому стоит добавить и образовательные программы, причем не только масштабные, проводимые на федеральном уровне, но и локальные, на уровне отдельно взятого банка. Тот же банк «Югра» ввел практику проведения «ипотечных суббот». По словам руководства банка, основная цель таких мероприятий не привлечение клиентов, а информирование и образование.

Сложнее всего дела обстоят в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. С одной стороны, в крупных городах рынок насыщен, но с другой - в мелких низкая плотность населения и населенные пункты значительно удалены друг от друга.

Продвижение финансового рынка в регионы и сельскую местность невозможно без качественных образовательных программ для населения. До сих пор подавляющее большинство граждан России не имеют полноценных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами. Населению не хватает элементарных знаний при выборе страховых и ипотечных продуктов, потребительских кредитов, депозитов, граждане имеют поверхностное представление о собственных налоговых обязанностях и пенсионных правах. Без повышения образовательного уровня граждан России расширение доступности финансовых услуг не способно решить накопившиеся проблемы.