Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Туризм5 августа 2014 22:00

«Они и под землей отвагой прежней дышат…»*

Рядом с моим прапрадедом-артиллеристом на Братском кладбище покоятся тысячи героев двух оборон Севастополя - цвет российского флота

Пройти мимо Братского кладбища, приехав в Крым, нельзя. А добраться сюда легко: двадцать минут на катерке, и вы на Северной стороне Севастополя. Необычный пирамидальный купол Свято-Никольского храма увидите сразу - главный ориентир. Ограда из тесаного крымского камня, мамы с колясками в тени кипарисов, маленькая кованая калитка.

Зайдите в нее. И вы окунетесь в Великую Историю. И тишину.

Белые обелиски офицеров и братские могилы неизвестных «солдат, матросов и нижних чинов». 472 каменных захоронения, в каждом - более сотни героев. «А сколько вас, братцы, осталось?» - задал вопрос адмирал Нахимов защитникам Малахова кургана. «Не волнуйтесь, ваше благородие, на три дня хватит».

До Крымской войны российская армия не знала таких потерь - за время сражений и трехсотдневной обороны Севастополя погибли в боях и скончались от ран 200 тысяч человек. Каждый день на баркасах тела героев, защищавших бастионы, привозили на Братское кладбище. Генерал-адъютант Эдуард Тотлебен, создавший уникальную оборонительную линию Севастополя, покоится здесь же. Он не погиб на поле брани, дожил до старости, но завещал похоронить себя рядом с крымскими героями. Считают, что именно инженер Тотлебен назвал это кладбище Братским.

Неподалеку обелиск над склепом князя Михаила Горчакова, главнокомандующего морскими и сухопутными силами в Крыму, с трудом читаются буквы на камне: «... тело покойного по его желанию погребено среди воинов, не допустивших врагов отечества перейти за рубеж того места, где находятся их могилы». В одной могиле лежат отец и сын Адлерберги - младший, юнкер, погиб, когда разыскивал тело отца - генерал-майора. А этот артиллерист, вероятно, любил петь - на могиле выбиты ноты и строчки романса «Утро туманное»...

Севастополь. Северная сторона. Нет места святее для каждого российского моряка.

Севастополь. Северная сторона. Нет места святее для каждого российского моряка.

А еще среди тех, кто лежит на Братском кладбище, мой прапрадед - Дмитрий Дмитриевич Андреев, поручик-артиллерист, погибший в Инкерманском сражении. Его могила, как и многие, не сохранилась - в 1941 году здесь прошла линия фронта второй героической обороны Севастополя. Каждый уцелевший обелиск ранен осколками. Немецкие снаряды раскололи гранитные доски на стенах Свято-Никольского храма с названиями дивизий, полков, флотских экипажей. При бомбежке рухнул на землю и огромный каменный крест, венчавший купол церкви.

Он так и лежит на земле, оберегая покой героев.

Присылайте ваши истории об отдыхе в Крыму на адрес krymnash@kp.ru.

Продолжение следует.